Современные методы обучения чтению, как путь к расширению личности ребёнка Шевченко Марина Викторовна учитель начальных классов МОАУ СОШ № 28 г. Благовещенск
Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно. А.Н.Толстой
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту.
Отрицательные факторы неправильное дыхание при чтении плохая память артикуляция не развитое поле (угол) зрения не развитая антиципация (догадка) неустойчивое внимание, слабые волевые качества неумение переключаться с одного вида деятельности на другой неумение снять усталость отсутствие эффективности словарной работы на уроке перед чтением текста отсутствие культуры чтения в семье
Компоненты техники чтения осознанность беглость выразительность правильность
«При работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений» И. П.Федоренко
Упражнения для моторики рук
Речевая разминка 1группа – «Мы дышим!» (дыхательные упражнения) 2 группа – «Разомнём язычок!» (артикуляционные упражнения) 3 группа – «Произнеси верно!» (произнесение сочетаний звуков) 4 группа – «Учимся скороговорить!» (проговаривание скороговорок)
Упражнения для развития скорости и гибкости чтения «Буксир» «Многократное чтение» Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста “Бросок – засечка” Жужжащее чтение на уроках Чтение с постукиванием
упражнения для формирования навыка чтения и понимания текста Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки “Губы” Чтение перевернутого текста Корректировка деформированных предложений “Игра в прятки”
упражнения для расширения поля зрения таблицы Шульте упражнения по методике М.А. Ильина
Смысловые ряды
Зрительные диктанты И.Федоренко Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берёз. Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.
Творческие работы по созданию «Азбуки»
Читательские дневники
Занятия кукольного кружка
«Играем в театр»
Использование данных технологических приёмов привело к тому, что 70% детей моего класса читают более 100 слов в минуту.