Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.
Результативность работы “учеников” мастер-класса зависит от следующих условий: мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса; уровень теоретической и методической подготовки учителей; готовность “учеников” и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе; рефлексия деятельности “учеников” и Мастера в процессе собственной практики.
Алгоритм технологии мастер-класса (автор - Г. А. Русских, к. п. н., доцент, старший научный сотрудник Вятского государственного педагогического университета) 1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера. 2-й шаг. Представление системы уроков. 3-й шаг. Имитационная игра. 4-й шаг. Моделирование. 5-й шаг. Рефлексия.
1. Презентация педагогического опыта мастера1.1. Краткая характеристика экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся. 1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом. 1. 3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре. 1. 4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии. 1. 5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.
2. Представление системы уроков2. 1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии. 2. 2. Определение основных приёмов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
3. Имитационная игра3. 1. Учитель мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися. 3. 2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.
4. Моделирование4. 1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.) 4. 2. Обсуждение авторских моделей урока.
5. Рефлексия 5. 1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.