Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
План лекции Мониторинг Понятие мониторинга Способы осуществления мониторинга Мониторинг профессионально- образовательного процесса Мониторинг профессиональ- ного развития личности
Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению.
Аспекты мониторинга
Объекты мониторинга
отслеживаются параметры деятельности, где основное внимание уделяется процессуальным характеристикам; осуществляется наблюдение, дается оценка и прогноз психического со стояния в процессе профессионального становления
Диагностика профессионального развития обучающихся и внесение коррективов в процесс профессионального образования.
1) Текущее наблюдение осуществляется для отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. 2)Метод тестовых ситуаций состоит в создании специальных условий, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. 3)Экспликация — развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Данный метод позволяет диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого и оперативно вносить коррективы в процесс образования.
4) Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные вопросы. ) Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности проводится на основе изучения письменных ответов, графического материала, технических изделий, творческих работ обучаемых. 6) Тестирование — один из методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Тестирование ориентируется на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста.
Образовательный мониторинг — категория педагогическая и управленческая. Рассматривается с позиций системного подхода. Содержание образования передается преподавателями и усваивается обучаемыми в рамках деятельности обучения, и в этих же рамках функционирует образовательный мониторинг. Формирование благоприятной образовательной среды происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики и психологии.
Стартовая диагностика Осуществляется сотрудниками психологической службы для коррекции образовательного процесса Экспресс-диагностика Проводится психологами с целью дальнейшего внесения коррективов в учебно-воспитательную деятельность для построения программ наблюдений, проектирования учебных задач и ситуаций Финишная диагностика Определяет подготовленность выпускников по качеству усвоения ЗУНов и степени развития специфических профессиональных качеств
отслеживание трудностей при усвоении нового учебного материала; создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом; получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности; индивидуализация педагогом своей деятельности; обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.
Сбор информации, регистрация состояния текущих процессов. Учет полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса.
Данные мониторинга используются для совершенствования содержания образования, оценки эффективности измеряемых образовательных технологий, определения проблем в профессионально-образовательном процессе. Результаты мониторинга являются информационной основой принятия управленческих решений по улучшению профессионального образования и аттестации инженерно-педагогических работников.
1) Развитие обучаемого является главной целью личностно-ориентированного образования. Личностное развитие является фактором, инициирующим профессиональное становление как обучаемого, так и специалиста. 2)На стадии профессионального образования движущей силой профессионального развития является противоречие между требованиями общества и уровнем личностного и профессионального развития обучаемого. Разрешение противоречия приводит к развитию познавательных и профессиональных способностей, повышению уровня социально-профессиональной компетенции
3) Требованиями новых для личности социально-профессиональной ситуации, новой роли, трудового коллектива и уровнем социально-профессиональной квалификации и компетенции. Его разрешение происходит в процессе психологической перестройки личности и выражается в профессиональном самоопределении, нахождении личностного смысла в выполняемой работе, а также в приобретении профессионального опыта. 4) На стадии профессионализации основным является противоречие между «я» — действующим и «я» — отраженным в профессии, обусловленное потребностью специалиста в развитии карьеры. Разрешается это противоречие в процессе продвижения по квалификационным ступеням профессии и выработки индивидуального стиля деятельности.
5) Переход на стадию профессионального мастерства : самоактуализация личности, обусловливающей ее переход на креативный уровень выполнения деятельности, и проявления акмеологического стиля в профессии и профессиональном со обществе. 6) На начальных стадиях профессионального становления его движущими силами выступают противоречия между внешними и внутренними факторами, на по следующих стадиях — внутренние противоречия личности специалиста-профессионала. К внешним факторам, инициирующим профессиональное становление, относятся социально-экономические условия, содержание и технологии профессиональной деятельности, система стимулирования развития. 7) На стадии профессионального образования в качестве такой системы стимулирования может выступать система оценки учебных достижений и уровня развития обучаемых, на стадии профессиональной адаптации — оценка уровня квалификации.