Основные категории педагогики
Основные категории педагогики. Воспитание. Модели взаимодействия. Обучение.
Основные категории педагогики В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — воспитание, обучение, образование, развитие, формирование.
Воспитание Воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. (И.П. Павлов) Смысл воспитания - это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.
Виды воспитания По содержанию воспитания: Умственное; Трудовое; Физическое; Нравственное; Эстетическое; Правовое; Половое; Экономическое; Экологическое.
Виды воспитания По институциональному признаку: Семейное; Религиозное; Социальное (в узком смысле); Дизсоциальное (асоциальное); Коррекционное.
Виды воспитания По доминирующим принципам и стилю отношений: Авторитарное; Свободное; Демократическое.
Модели взаимодействия Авторитарная. Субъект – Объект.
Модели взаимодействия Партнерская. Субъект – субъект.
Лидерская. Лидерская. Субъект – субъект.
Воспитание и обучение Формирование общества
Обучение Обучение — понимается как процесс взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие учащегося.
Воспитание и обучение
Образование — понимается как: Образование — понимается как: 1) ценность развивающегося человека и общества; 2) процесс обучения и воспитания человека; 3) как результат последнего; 4) как система.
Развитие — необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.
Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.
Категории педагогики
Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Основные вопросы дидактики
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Дидактические системы
Иерархическая структура педагогических категорий
Педагогическая деятельность Научная педагогическая деятельность Практическая педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению.
Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития.
Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.
Как соотносятся пять категорий педагогики между собой?
Спасибо за внимание!