Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе.
Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий.В основе ТРИЗ – педагогики лежат: 1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения); 2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления); 3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Внедрение ТРИЗ-РТВ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:1. Воспитательные: - формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; - развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи. 2. Образовательные: - повышение уровня общей образованности учащихся;
- формирование положительного отношения детей к учебному процессу; - умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; -целенаправленное развитие системно-диалектического мышления. 3. Развивающие: - развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; - развитие творческих способностей мышления; - развитие пространственного мышления; - развитие речи; - умение анализировать, синтезировать, комбинировать; -развитие творческого воображения.
Примеры использования методов и приёмов ТРИЗ-РТВ-технологии на разных уроках.Типовые приёмы фантазирования можно результативно использовать на уроках математики. Дихотомия. Линейная «да – нет». Сужение поля поиска путём деления каждого полученного объекта пополам. Цель приёма: закрепить понятия «до», «после», «между», «перед». Лимерики. Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Составление загадок. При составлении загадок используется модель
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правым и левым столбцами «как» или «но не». Составление метафор. Метафора создаётся путём переноса свойств одного объекта на другой на скрытом сравнении. Составление творческих рассказов по картинке с точки зрения какого-либо объекта. Используем модель работы с картинкой как целостной системой.
Итоги использования ТРИЗ-РТВ-технологии в начальной школе. Ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться. Ребёнок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление. Использование ТРИЗ-РТВ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания.