Использование ТРИЗ –технологии в познавательном развитии дошкольников
Актуальность проблемы познавательного развития детей на современном этапе: С введением ФГОС в дошкольном образовании встал вопрос об изменении содержания образования, появились новые требования к познавательному развитию дошкольников. В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.
В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.
ТРИЗ –воспитание и обучение ребёнка под девизом «Творчество во всём»
создание условий для развития познавательной активности ребенка через самостоятельную деятельность и совместную с педагогом посредством ТРИЗ. Цель:
Задачи: формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов, вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности; учить самостоятельно, добывать информация через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры и тренинги; поддерживать инициативу детей, самостоятельность, оценочное и критическое отношения к миру; развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы никогда прежде не встречавшиеся; развивать предпосылки диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости); воспитывать у детей интерес к процессу познания; воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм; морфологический анализ (установление зависимостей объектов природного и рукотворного мира от частей суток, среды обитания, материала и др.) прием эмпатии моделирование маленькими человечками (ММЧ)
Метод мозгового штурма позволяет развивать у детей способность к анализу стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает
Метод мозгового штурма
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОИСК ИДЕЙ ( МОЗГОВОЙ ШТУРМ)
Метод морфологического анализа активизация творческого мышления. выявление всех возможных вариантов решения проблемы обогащение знаний детей об объекте развитие речи: употребление прилагательных, существительных умение отстаивать свой вариант ответа
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
Необычное животное
Прием эмпатии умение вести рассказ от имени другого объекта
Упражнение на развитие эмпатии
Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ) помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность.
Система игр игры на познание и классификацию объектов окружающего мира игры на развитие восприятия (работа анализаторов) игры на формирование экологического самосознания - игры на развитие навыков анализа ситуации через целенаправленное сужение поля поиска
Результативность педагогического опыта у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям; возросла познавательная активность и интерес; возросла активность в принятии самостоятельных решений; расширился кругозор ; появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений ; у детей снялось чувство скованности, застенчивости; повысился интерес к занятиям; совершенствование мышления, речи, внимания, памяти, воображения. .
Методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС. Спасибо за внимание !