Современные требования к познавательному развитию детей дошкольного возраста
ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира
Познавательное развитие дошкольников - процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой
Стадии познавательного развития любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Любопытство Для этой стадии характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. Данная характеристика свойственна детям раннего возраста.
Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально воспринятого
Познавательный интерес характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.
Познавательная активность основой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.
Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздумывания); постоянное притяжение к этому объекту
Экспериментирование практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В ФГОС используются термины: «познавательное развитие», «познавательные интересы», «познавательные действия»
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.
Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании – они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.