Методические рекомендации по составлению рабочей программы
Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной деятельности учителя.
Рабочая учебная программа – это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении. (по О.Г. Важновой)
Что это такое?Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа по русскому языку в 1 классе».
К рабочим программам относятся:программы по учебным предметам; программы дополнительного образования; программы элективных курсов; программы факультативных занятий.
Что значит составить рабочую учебную программу по предмету? Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью: сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС; сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС; выявить расхождения, зафиксировать их; добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы; перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.
Функции рабочей программы:нормативная информационно-методическая организационно-планирующая
Исходные документы для составления рабочих программ Закон «Об образовании» - http://www.consultant.ru/popular/edu/ ФГОС второго поколения-http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования - http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/ Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533 Авторские программы УМК «Гармония» - http://www.ass21vek.ru/schoolprogram/predmet/
Алгоритм разработки рабочей программы Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента. Провести организацию и структурирование отобранного содержания. Разработать новый календарно-тематический план Определить результаты усвоения программы (УУД). Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК. Составить пояснительную записку. Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке. Утвердить рабочую программу.
Требования к оформлению рабочих программ. Текст рабочей программы педагога включает 8 (9) основных структурных элементов: 1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание тем учебного курса. 5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. 6. Критерии оценивания учащихся. 7. Календарно-тематическое планирование. 8 . Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной). 9 . Приложения к программе (по необходимости).
Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
1. Титульный лист- полное наименование образовательного учреждения, - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и зам. директора по УВР школы с указанием даты); - название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа; - указание параллели, на которой изучается программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта; - год разработки программы.
2. Пояснительная записка ---концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; - указание на место и роль курса в обучении; - цели, задачи; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; - предполагаемые результаты; - система оценки достижений учащихся; - инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
3. Учебно-тематический планперечень разделов, тем, последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - вид занятий (теоретические или практические, количество часов) !!! ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ
4. Содержание тем учебного курса-перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: -основные изучаемые вопросы; - практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; - требования к знаниям и умениям обучающихся; - формы и вопросы контроля; - возможные виды самостоятельной работы учащихся.
5.Результаты усвоения программы Личностные результаты Метапредметные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Предметные результаты
6. Критерии оценивания учащихся.
7. Календарно-тематический план (в соответствии с Положением ОУ)
8. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)- методические и учебные пособия; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для учащихся; - образовательные диски.
9. Приложения к программе- основные понятия курса; - списки тем рефератов; - темы проектов; - темы курсовых и творческих работ; - методические рекомендации; - Интернет-ресурсы.
Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
1. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. 2. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. 3. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. 4. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.
Литература
Успехов в работе!
Интернет-ресурсы http://school22-pr.ucoz.ru/st3.jpg http://www.niro.nnov.ru/?id=4622 http://59428.edusite.ru/images/p51_p1672395.jpg http://e-educ.ru/uploads/posts/2010-10/thumbs/1286381709_cover.jpg http://www.stihi.ru/pics/2011/01/20/5193.jpg Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 6, 2011 года