Методы решения творческих задач Смирнова Т.А. учитель технологии МОУ СОШ № 3 г. Киржач
Понятие творчества « Творчество – это деятельность , порождающая нечто новое качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так, как всегда предполагает творца – субъекта ( производителя, носителя ) творческой деятельности».
Этапы творческого процесса Формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по проблеме и начальные попытки ее решения. Инкубация ( вызревание ) – отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения: при этом проблема остается в подсознании, в то время как человек может заниматься другими делами. Озарение – возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием- толчком. Проверка правильности решения: испытание и ( или) реализация идеи.
Виды творчества: Художественное Научное Техническое
Техническое творчество Техническое творчество - получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков. Чертежей, воплощенных в реальных технических объектах. Разработка и обоснование проектирования какого- либо объекта ( результат проектирования проект объекта в виде текстов, графиков, эскизов, расчетов, моделей ) Разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта ( системы) и рабочих чертежей всех его деталей и отдельных частей машины Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия
Методы решения задачИсполнительский уровень-применение известных типовых решений, общепринятых схем Творческий уровень изобретение, создание, проектирование нового способа для достижения цели
Методы решения задач Методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации. Система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности человека, решающего творческую задачу , стимулируют интуитивное мышление, генерирование новых идей Применяются в различных областях управления и бизнеса, в рекламе, дизайне, в искусстве.
Мозговая атакаОдин из эффективных методов решения творческих задач – прямая мозговая атака ( МО), или мозговой штурм. Суть метода заключается в следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме получится идей меньше. Чем если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой задаче. Цель метода – стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей. Мозговой штурм-разделение по времени генерирование идей и их критическая оценка . В каждом этапе участвуют разные люди. Мозговой штурм-разделение по времени генерирование идей и их критическая оценка . В каждом этапе участвуют разные люди. Задача « штурмуется» в течение 20-40 минут . Группа «экспертов» – по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей . В ее составе лучше работают люди с аналитическим, критическим складом ума. Условия задачи перед ее штурмом формулируется только в самых общих чертах. При генерации идей запрещена всякая критика. В ходе штурма между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения . Необходимо, чтобы идея выдвинутая участником штурма, подхватывалась и развивалась другими.
Задание Предложите как можно больше различных способов крепления на классной доске схем, выполненных на плотной бумаге.
Метод обратной мозговой атакиВажная черта новатора, изобретателя – видение окружающего миро в ключе его совершенствования, отрешение от « привыкания» к недостаткам. Суть метода обратной мозговой атаки : поиск недостатков- ключ к совершенству. Цель метода заключается в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.
Деловая игра В учебной мастерской школы учащиеся изготовили витрину для школьного музея . Исследуйте изделие с целью совершенствования , улучшения эксплуатационных качеств, дизайнерской проработки .
Метод контрольных вопросовМетод контрольных вопросов позволяет более целеустремленно вести поиске решения задачи. Суть метода состоит в использовании при поиске решения творческих задач списка специально подготовленных вопросов. Изобретатель , отвечая на вопросы, анализирует свою задачу ,благодаря методу осознание проблемы идет более целенаправленно, системно. Списки вопросов можно применять для активизации генерирования идей, для формулировки ответов.
Синектика- метод поиска творческих решенийСинектика – в переводе с греческого это слово означает « совмещение разнородных элементов». В основу метода положен мозговой штурм Формируются постоянные группы людей (5-7 человек) различных специальностей с обязательным предварительным обучением. Необходимые качества для участников группы: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами; эрудиция, широкий кругозор. В своей работе участники группы используют аналогии Суть метода – нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов( подобий) в различных областях знаний или исследование действия ( поведения) объекта в измененных условиях . Синектика – это мозговой штурм , проводимый с использованием аналогий.
Аналогия-сходство, соответствие двух предметов ( явлений) в каких-то свойствах или отношениях
заданиеДано несколько предметов : карандаш, утюг, стул, электрическая плитка . Составьте список функций, которые эти предметы выполняют . Против каждой функции в составленном списке впишите предметы ( аналоги) ,выполняющие такие же функции.
Морфологический анализМорфологический анализ- метод поиска решений технических задач.( в 1942 году предложен швейцарским астрономом Ф. Цвинкки). Суть метода- выявление нескольких морфологических ( типовых, видовых, отличительных) признаков ( параметров), значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков . Признаки можно расположить в форме таблицы- морфологической матрицы .В результате направленного и системного анализа генерируется новая информация, которая при простом переборе вариантов ускользает от внимания. Применение . Морфологический анализ можно использовать для составления списка всех возможных вариантов решения задачи, для сравнения или выбора одного из многих возможных решений технических, организационных и прочих задач. Недостаток метода – обилие вариантов, из которых трудно выбрать наилучший.
Пример: Решение задачи выбора профессии после окончания школы методом морфологического анализа . Ученика интересуют три профессии : 1) инженер- конструктор, 2)наладчик станков, 3) водитель грузовика на междугородних рейсах . Номера профессий записаны в матрицу ( таблицу). В каждой профессии есть свои достоинства и недостатки . Какую из них выбрать ? Выбраны 5 параметров .Во второй колонке записана шкала значимости в баллах. Оцениваются все три профессии. В результате сложения суммы оценок по всем параметрам определяют. Что наиболее предпочтительной является профессия инженера- конструктора.
Функционально-стоимостный анализ ( ФСА)Функционально-стоимостный анализ ( ФСА)- это метод системного исследования объекта ( изделия, явления, процесса), направленный на снижение затрат при его проектировании. Производстве и эксплуатации без потери качества и полезности продукции ( изделия) для потребителя. ФСА- метод экономии и бережливости. Суть метода – определение непроизводительных ( непродуктивных ) затрат или издержек при изготовлении изделия, не обеспечивающих ни качества, ни полезности, ни долговечности, ни внешнего вида, ни других требований заказчика. Главные принципы ФСА : в любом деле есть скрытые резервы для экономии; излишние расходы на производство продукции следует предотвращать на стадии проектно- конструкторских разработок; деталь машины легче усовершенствовать, чем машину. При поиске резервов для улучшения конструкции изделия предпочтение отдается доступности ресурсов и материалов, их распространенности , легкости применения, простоте технического решения и технологии выполнения.
Основные этапы ФСА Подготовительный Информационный аналитический Творческий Исследовательский Рекомендательный Внедренческий
Практическая работаПредложите более совершенную конструкцию утюга . Три основные функции, которые должен выполнять объект: нагрев материала, распрямление материала, давление на материал. Проведите анализ данного объекта : рассмотрите возможные варианты , выберите решение, докажите эффективность выбора.
Эвристические методы , основанные на ассоциацииАссоциации- это образы, возникающие в сознании человека в ответ на какое-то воздействие, например в ответ на слово. Суть ассоциации – установление связи между явлениями, понятиями ,порой весьма отдаленными друг от друга. Простейший прием генерирования ассоциаций – быстрый ответ на одно стимулирующее слово Этот прием часто используется, когда один человек или группа людей ведут поиск ассоциаций на одно и то же слово в условиях ограничения времени.
Метод фокальных объектовМетод фокальных объектов ( МФО) относится к ассоциативным методам поиска решений. Слово фокальный означает, что объект находится в фокусе вашего внимания Суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления. Метод дает хорошие результаты при поиске новых и модификации известных технологий и устройств.
Выбор объекта и цели его усовершенствованияВыбор объекта. Выбор трех-четырех произвольных объектов. Составление списков характерных признаков этих случайных объектов ( чем шире охват, тем лучше). Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.( обсуждение и выбор нескольких хороших вариантов решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения).
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода МФО . Его автор Генрих Язепович. Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя . От метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайным. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта.
Реализация метода на примере: Определение синонима объекта. Объектом выбран стул, чтобы предложить новые модификации мебели . Возможная гирлянда синонимов : стул –кресло –табурет - пуф-скамейка. Произвольный выбор случайных объектов, образование гирлянды из слов , выбранных наугад: электролампочка –решетка –карман –цветок - пляж. Составление комбинации по первым двум этапам, объединение каждого рассматриваемого объекта с каждым случаем: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманом, стул для пляжа, электрическое кресло, табуретка для цветов. Составление таблицы признаков случайных объектов. Генерирование идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Генерирование гирлянды ассоциаций. Генерирование новых идей . В результате могут получаться гирлянды случайных ассоциаций, т .е сочетания, лишенные рационального содержания ( стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, кресло для лечения ревматизма ). Выбор альтернативы . Принятие решения: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных( продуктивных ) идей Оценка и отбор рациональных вариантов: отбрасывание явно нерациональных вариантов ; отбор наиболее оригинальных сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; установление приемлемых. Отбор оптимального варианта .Принятие решения какой объект нужен для выпуска .
Вопросы: В чем отличается метод гирлянд ассоциаций от метода фокальных объектов? В чем сущность понятия « гирлянда ассоциаций»? Последовательность решения творческих задач методом гирлянд ассоциаций. В чем сущность метода фокальных объектов?
Литература: « Технология» ( базовый уровень) учебник для 10-11 классов под редакцией В.Д. Симоненко , Москва , Издательский центр « Вентана – Граф» , 2009 Рекомендации по использованию учебников « Технология» Москва , Издательский центр « Вентана – Граф» , 2007