Теоретические основы педагогического проектирования
Сущность и функции педагогического проектирования Проектирование – это создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано Под педагогическим проектированием понимается компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития
Функции педагогического проектирования Повышение Эффективности педагогического процесса Технологизация образовательного процесса Связующее звено между педагогической теорией и практикой
Виды педагогических систем
Основы педагогического проектирования
К особым педагогическим системам относятся субъекты образовательного процесса. Ведущим звеном в педагогической системе является личность воспитанника. Педагогический процесс проектируется с целью объединить в единое целое задачу, содержание, методы, формы, средства, способствующие развитию воспи танников и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Технология педагогического проектирования
Основными принципами педагогического проектирования являютсяозначает создание педагогических объектов динамичными, гибкими и способными к изменениям; . ориентация на личность воспитанника, учет его интересов, способностей и возможностей. В проекте должны быть реализованы такие общепедагогические принципы, как означает проектирование таких объектов, которые можно реально воплотить на практике. В процессе проектирования педагог совершает определенные действия
Порядок действий при педагогическом проектировании Подготовительная работа 1 . Анализ объекта проектирования 2.Выбор формы проектирования 3. Теоретическое обеспечение проектирования 4. Методическое обеспечение проектирования 5. Пространственно-временное обеспечение проектирования 6. Материально-техническое обеспечение проектирования 7. Правовое обеспечение проектирования Разработка проекта 8.Выбор системообразующего фактора 9.Установление взаимозависимости компонентов 10.Написание проектной документации
Проверка качества проекта 11.Мысленное экспериментирование применения проекта 12.Экспертная оценка проекта 13.Корректировка проекта 14.Принятие решения об использовании проекта
Анализ объекта проектирования Это прежде всего, рассмотрение его структур, состояния каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В объекте выявляются слабые стороны и недостатки проекта. Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап избран и какое их количество предстоит пройти. Любая форма проектиро­вания должна быть целесообразной, соответствующей особенностям и возмож­ностям учащихся и педагогов
Теоретическое обеспечение проектирования — это поиск информации: а) о деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов, а также того или иного решения педагогических ситуаций. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т. д.
Правовое обеспечение проектирования — это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций. Использование системообразующего фактора необходимо для создания целостного проекта, обеспечения взаимосвязи всех его составных частей. Установление взаимозависимости компонентов является центральной процедурой проектирования. Составление проектного документа, как правило, проводится с учетом соответвующего общепринятого алгоритма. Мысленное экспериментальное применение проекта — это проигрывание в уме созданного проекта в действии. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, влияние на участников и последствия этого влияния.
Экспертная оценка — это проверка созданного проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью такой экспертизы создается независимая характеристика проекта. Корректировка проекта производится после экспериментирования и широкой экспертной оценки.
Формы педагогического проектирования — это документы, в которых описываются с разной степенью точности создание и действие объектов проектирования. Основные формы педагогического проектирования: • квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции; • расписания, графики учебного процесса и контроля, требования к урокам, научно-тематические планы, планы и конспекты уроков, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия, методические рекомендации; • правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы кружков, секций и др.
Результатом педагогического проектирования является педагогический проект, который может быть представлен в виде педагогической системы, системы управления образованием, теоретической модели педагогического процесса, системы методического обеспечения педагогического процесса и др. Процесс проектирования представляет собой деятельность по созданию проекта, которая называется проектировочной деятельностью. Психологическими компонентами этой деятельности являются потребность, мотив, цель, объект, средства, результат. Чтобы успешно осуществлять проектировочную деятельность, педагогу нужно обладать проектным мышлением, т. е. уметь видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической деятельности.