Дистанционное обучение (ДО) Выбор технологии обучения
План Определение ДО Основные компоненты технологий ДО Формы обучения Средства обучения Основными компонентами программного продукта для ДО Система Дистанционного Обучения Разработка учебного курса на базе новых технологий
Дистанционное обучение (ДО) - онлайн обучение или интернет обучение на основе современных информационных технологий удовлетворяет всем требованиям новой образовательной парадигмы (проблема качества образования) постиндустриального общества.
Мега-университеты Необходимо отметить, что во многих странах используют различные термины, понятия, определения дистанционного образования и обучения, такие как виртуальное, открытое, онлайновое, электронное, а Вузы, в которых дистанционно обучаются более 100000 студентов из различных стран мира, относятся к мега-университетам.
Основные компоненты технологий ДО
1. Структура дистанционного курса Структуризация курса должна обеспечивать возможность вовлечения обучаемых в самостоятельную познавательную деятельность, т.е. осуществление процесса учения, а не преподавания.Курс должен быть структурирован не только по темам, но и по уровням сложности, с учетом различной степени подготовки обучающихся.
2. Средства доставки учебных курсов В настоящее время существует множество различных средств доставки учебного материала: почта, телефон, факс, Internet, электронная почта, телеконференция, электронная доска, спутниковые образовательные системы, интерактивное телевидение, радио, а также CD-ROM и аудио – видеокассеты.
3. Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися Технологии ДО подразумевают множество средств обратной связи (почта, телефон, факс, электронная почта, интерактивное телевидение, телеконференция, средство переговоров в реальном масштабе времени (IRC) и непосредственное общение) и способов взаимодействия (синхронных и асинхронных) преподавателя и обучаемых.
3. Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися Синхронные способы основаны на одновременном участии преподавателей и студентов в процессе обучения в реальном времени. Доставка знаний обеспечивается интерактивным телевидением, видеоконференциями и спутниковыми образовательными системами.
3. Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися Асинхронные способы взаимодействия предоставляют студентам возможность учиться по индивидуальному расписанию в удобное для них время. Доставка знаний обеспечиваться за счет Internet, CD-ROM, аудио - и видеокассет, электронной доски, электронной и обычной почты, радио, а взаимодействие осуществляется посредством почты, телефона, факса, электронной почты.
4. Методы оценки знаний обучающихся. Для проверки уровня усвоения учебного материала применяется, как оперативный (встроенный в учебный материал и контроль со стороны преподавателя), так и отсроченный контроль знаний (тестовый контроль, курсовая работа, реферат, письменные экзамены, дипломная работа).
5. Уровень подготовки преподавателей Преподаватели, осуществляющие образовательный процесс с использованием различных технологий ДО (тьюторы), работают на расстоянии или контактно с обучающимися.
Большой вклад в развитие ДО в странах СНГ внесли: ректор Современной гуманитарной академии (СГА), профессор Карпенко М.П.; ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, профессор Тихомиров В.П.; ректор Харьковского гуманитарно-технического института (ГТИ), профессор Преждо Л.Н.
Формы обученияФормы обучения лекции (контактные, видеолекции, спутниковые и слайд лекции); домашние задания (глоссарное обучение и алгоритмическое усвоение умений); активные семинары и практики (деловые, ситуационные игры, вопросы и ответы, дискуссии, круглые столы). лабораторные компьютерные занятия; курсовые и самостоятельные работы (письменные или устные); консультации письменные экзамены по дисциплинам
Средства обучения типографский учебник аудио- видео - учебные материалы интерактивное телевидение компьютерные интерактивные обучающие системы в мультимедийном варианте
Основными компонентами программного продукта для ДО средство(а) разработки учебного контента (Authoring tools) система управления обучением (CMI или LMS - Learning Management System) система обмена информацией между участниками учебного процесса система доставки учебного контента (как правило вэб-сайт)
СДОLearning Management System (LMS) - в русской терминологии Система Дистанционного Обучения (СДО) - программное обеспечение, управляющее процессом электронного обучения. СДО ведет учет учащихся, учебных материалов, результатов обучения.
Основные функцииУчет учащихся, персонализация и разграничение прав доступа к учебным материалам Управление процессом обучения, учет результатов обучения и тестирования Управление и интеграция с механизмами электронного общения Подготовка оперативной и аналитической отчетности Интеграция с внешними информационными системами
Возможные функции системы управления дистанционным обучениемФункции управления процессом обучения Общение Групповое обучение Работа преподавателя Администрирование системы Создание курсов Администрирование системы (технические аспекты) Ограничения системы Дополнительные факторы
В системе ДО в России нуждаются:- лица, желающие получить второе образование или пройти переквалификацию; - лица, желающие повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний; - лица с ограниченной свободой перемещения: - инвалиды; - русскоязычное население в странах СНГ и дальнего зарубежья, и.т.д.
Разработка учебного курса на базе новых технологийОпределение:
Разработка учебного курса на базе новых технологийспециалисты по технологиям (телевизионной и видеосъемке, компьютерной графике, сетевым технологиям и др.).
Вывод Управление процессом преподавания на базе современных технологий предполагает постоянный контроль качества деятельности всех специалистов, участвующих в педагогическом процессе, с целью повышения эффективности образования.
Выбор технологии обученияВыбор той или иной технологии для реализации дистанционного обучения существенным образом зависит от большого числа обстоятельств.
Во-первых, недостаточный уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры региона, где находится учебно-консультационный пункт, осуществляющий поддержку профессиональной образовательной программы. Во-вторых, во многих регионах России даже такая "традиционная" технология, как электронная почта, пока еще не может быть использована для обучения.
В-третьих, подключение к Интернет по низкоскоростным телефонным каналам позволяет использовать электронную почту, но использование интерактивных Web-технологий может оказаться затруднительным. В-четвертых, еще сложнее оказывается реализация компьютерной видеоконференцсвязи. В-пятых, трудность считывания больших объемов информации непосредственно с экрана монитора.
Наиболее перспективным является вариант - использование в учебном процессе только КВКС (компьютерная видеоконференцсвязь) коммуникаций, несмотря на все достоинства этого средства коммуникаций, не позволит создать эффективную среду обучения.
Вместе с тем, будучи подкрепленной другими средствами (печатными и электронными учебниками, аудио- и видео кассетами, учебными материалами, распространяемыми в среде WWW-серверов, общением преподавателя и обучаемого посредством электронной почты и т.д.), КВКС может заметно повысить эффективность ДО, увеличить дидактический потенциал такого комплекса.
По результатам исследований,можно рекомендовать следующее относительное распределение различных форм "доставки" учебной информации обучающемуся: учебные материалы в печатном виде (традиционные технологии заочного обучения) - 40-50% учебные материалы, размещаемые на WWW-сервере -30-35% компьютерная видеоконференцсвязь - 10-15% другие формы доставки учебной информации - 5-20%.