Беседа для родителей «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков»
Проблемы и возрастные периоды подростковой наркомании. Проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной. Медицинские психологи утверждают, что наркотики употребляются всеми группами несовершеннолетних- это подростки в школах, учащиеся колледжей, студенты вузов, работающая молодежь.
В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. И от того, как сложится этот период в жизни человека в значительной степени зависит его устоявшаяся личностная позиция по отношению к окружающему миру. Главенствующую роль играет семья.
Возрастная группа детей 10- 12 лет. Ребята этого возраста наркотические вещества употребляют редко. Им пока достаточно курения табака. Это уже поднимает их рейтинг среди одноклассников в школе и во дворе. Типичным в этом возрасте является формирование групп для употребления дешевых токсических веществ.
При проведении профилактических бесед с детьми данного возраста необходимо как можно больше проявлять внимание и заботу, стараться быть для них авторитетом. Рассказывая подросткам о вреде курения, о вреде токсических веществ, не следует увлекаться перечислением их видов, способов приготовления и употребления.
Возрастная группа детей 13-14 лет Этих интересует возможное употребление так называемых «легких» наркотиков. Подростки этой группы эпизодически пробовали некоторые виды стимуляторов из любопытства. Информацию получают друг от друга, представление о наркомании как о тяжелой болезни отсутствует. Считают, что наркотики не опасны.
Родителям на заметку. Родителям необходимо обратить внимание на некоторые личностные особенности ребят данного возраста: снижение критического отношения к своему поведению, поверхностные рассуждения, примитивность интересов. Беседуя с этой категорией подростков, необходимо постоянно акцентировать внимание на последовательность этапов наркозависимости.
Виды зависимости
Третья возрастная группа 15-17 лет. Молодые люди этого возраста знают о наркотиках гораздо больше, чем подростки из предыдущей группы. Довольно часто их теоретические знания подкреплены и собственным опытом. В этом возрасте появляются новые формы общения, проведения досуга, любовь.
Сторонники, противники, колеблющиеся. В борьбе за здоровый образ жизни необходимо большее внимание обращать на колеблющихся. Дискуссии и беседы вести в форме диалога и не отходить на стиль «вопрос- ответ». Необходимо максимально точно и объективно показать степень риска появления зависимости от наркотиков в случае их частого и длительного применения.
Как помочь вашему ребенку сказать: «Нет!» 1. Прежде всего вы должны быть сами компетентны в проблемах алкоголизма и наркомании. 2. Не приуменьшайте компетентности вашего восьмиклассника! «Чтобы победить врага, надо хорошо его знать».
3. Вы должны выбрать подходящий момент. Исследования показывают, что дети и подростки часто получают информацию об алкоголе или наркотиках через кино и ТВ. Многие из представлений могут быть ошибочными, и у вас есть возможность разрушить некоторые мифы и скорректировать неправильные суждения ваших детей.
Искусство родителей общаться с подростками. Умение давать советы и подталкивать к выбору верного решения , а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения- вид родительского искусства. Выслушать- более эффективная тактика, чем запретить высказываться.
Приемы, помогающие родителям лучше понимать своих детей. 1. «Отраженное выслушивание». -Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит. -Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства. -Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение.
2.Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Постарайтесь не вызывать излишний интерес; не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает «потребность в эксперименте». 3.Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами, но и улыбкой, похлопыванием по плечу, взглядом.
4.Выбирайте правильный тон для ваших ответов. 5.Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем.
Как повысить самоуважение подростка и помочь ему сделать правильный выбор? Пять принципов формирования самоуважения подростка: 1.Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения, даже маленькие и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что- либо важнее полученных результатов. 2.Помогайте вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели.
3.Исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка. 4.Дайте вашему ребенку реальную ответственность за какую- нибудь домашнюю работу. 5. Показывайте ребенку, как вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему.
Приемы и методы антиалкогольного и антинаркотического воспитания в семье -Учите подростка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему, что делает человека особенно уникальным. -Изучите с ним значение слова «дружба». -Объясните ему, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом.
-Изучайте особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде. -Используйте пример сверстников. -Всячески стимулируйте участие подростка в школьной или общественной деятельности, в споре или музыке, не заставляя его быть лучшим или всегда побеждать. -Находите больше времени для совместного отдыха, работы, творческой деятельности со своим детьми.
Любите своих детей, но в своей любви не будьте слепы, а старайтесь быть терпеливыми, последовательными и рассудительными. Счастья вам в семье!.