Использование новых информационных технологий при обучении химии Подготовила: Басова Ольга Ивановна, учитель химии МОУ Кужновской СОШ Мордовского района
Актуальность: Компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания — более глубокими и обобщенными. ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Противоречия: между возросшими требованиями общества к общеобразовательной подготовке учащихся и фактическим ее уровнем; между большим объемом научных знаний и недопустимостью перегрузки учащихся; между новыми информационными технологиями и традиционными педагогическими.
Объект исследования: процесс изучения химии в средней школе Предмет исследования: использование ИКТ на уроках химии
Гипотеза: Использование ИКТ на уроках химии позволяет: сделать урок более интересным, наглядным; индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала; вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; работать в интерактивном режиме; осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию; проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.
Цель: Построение обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.
Задачи: Проанализировать научно-методическую литературу по вопросу применения ИКТ на уроках химии. Рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса. Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. Разработать методические рекомендации по организации и проведению уроков с применением ИКТ Провести диагностику влияния использования ИКТ на уроках химии на развитие познавательных способностей учащихся, общеучебных умений и навыков, на самоопределение учащихся
Ожидаемые результаты: Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса. Многоаспектное развитие школьника. Подготовка выпускника школы к жизни в условиях информационного общества. Реализация социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Этапы реализации: Проект реализовывался в 3 этапа. Первый этап: сентябрь 2008г. Этап идентификации и адаптации Использование готовых программных продуктов в основном только для повышения наглядности при традиционных методах обучения, объяснительно-иллюстративных методах изложения предметного материала.
Каталог программного обеспечения по химии Химия. Базовый курс. 8-9 класс. Химия. Репетитор. 1С Образование (весь школьный курс). Химия для всех. Решение задач. Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс (неорганическая химия). Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (уроки химии 8-9 класс). Химическая энциклопедия (образовательная коллекция).
Каталог программного обеспечения по химии Химия 8-11 класс (библиотека электронно- наглядных пособий). Открытая химия. Химия 8 класс (мультимедийное учебное пособие 3 диска). Химия 7-11. Ваш репетитор. Диск 1. Интерактивные лекции. Диск 2. Решение задач. Химия 8-11. Виртуальная лаборатория. Органическая химия 10-11 (образовательная коллекция). Химия 8 класс. Программа 1С Образование.
Использование медиаресурсов
Этап самовыражения Второй этап: ноябрь 2008г. - февраль 2009 г. Компьютер используется уже не только как техническое средство, усиливающее наглядность изложения (рисунки, схемы, анимация, видеоролики, мультимедийные лекции), но и как средство обучения, повторения, контроля и развития учебных умений школьников (тесты, интерактивные модели, виртуальные лаборатории и др.). Ведется активный самостоятельный поиск и обмен собственными методическими разработками, журнальными публикациями и другими доступными медиаресурсами. Интернет начинает использоваться не только в качестве глобального образовательного и методического ресурса, но и как средство самопредъявления.
Формы использования электронных материалов
Использование ресурсов сети Интернет: Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Третий этап: март 2009г.- май 2009г Этап самореализации Использование ИКТ не только для контроля, оценки, но и для оказания поддержки ребенку, осваивающему новые для него виды деятельности: проектирование, исследование, моделирование. Реализация с помощью ИКТ, наряду с другими педагогическими средствами, индивидуального подхода в ситуациях тестового контроля, повторения, закрепления учебного материала, овладение различными предметными умениями с учетом уровня освоения материала и индивидуальных психологических особенностей учащихся.
Использование ИКТ
ИКТ на конкретном уроке Такая работа может осуществляться на разных этапах урока; как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе урока.
Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный - усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях; проблемный - решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы; исследовательский - самостоятельная творческая деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики.
Учебно–методический комплект по химииРабочая программа по химии Календарно-тематическое планирование Программа элективного курса
Методические рекомендации к использованию информационных и коммуникационных технологий на уроках химии
Результативность обучения химии с использованием ИКТ ДИАГРАММА ПРОЦЕНТА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Внутренняя экспертиза качества знаний учащихся 10 и 11 классов по химии за последние три года.
Ступеньки достижений Реализация проблемно- исследовательских подходов в обучении Возможность коллективного обсуждения результатов
Формы и вид внеклассной работы по химии с использованием ИКТ:групповая – выпуск стенной газеты, изготовление стенда и т.д.; массовая – устный журнал, неделя химии, викторина, конференция и т.д.; индивидуальная – подготовка к олимпиаде, работа с литературой, составление докладов, рефератов, небольшое исследование и др.
Результаты участия учащихся в олимпиадах (муниципальный уровень)
Оценка учебно-воспитательного процесса на уроках химии их участниками.
Удовлетворенность родителей учащихся работой учителя химии
Использование компьютера на школьном уроке имеет большое значение, т.к. предполагает: Доступность учащимся самой современной информации по предмету Возможность обратной связи с каждым учеником Наглядность представленного учебного материала Возможность развития пространственного мышления по предметам естественно-математического цикла Оперативность получаемой информации Усиление мотивации учения Возможность экономии времени
Трудоустройство выпускников
Перспективы Учитель должен постоянно искать новые более эффективные формы и методы организации образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления современной школы. Урок XXI века - это урок с ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, развивать самостоятельную деятельность школьников.
Используемая литература: 1. «Современные технологии в процессе преподавания химии», С.В.Дендебер, О.В.Ключникова, Москва 2007 год 2. «Как организовать проектную деятельность учащихся» С.И. Сергеев, Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005 год. 3. «Современный урок» Часть1 С.В.Кульневич, Т.И.Лакоцетина Издательство Учитель 2005 год. 4. «Обучение для будущего», Е.Н. Ястребцова, Я.С. Быховский, Intel, Москва, 2003 г. 5. «Уроки химии с применением информационных технологий 10-11 классы» С.В. Астафьев, Москва, Издательство «Глобус» 2008 г. 6. www.alximikov.net.ru 7. www.xumuk.ru 8. http://www.informika.ru/text/database/chemy