Из опыта работы Липатниковой М.В., учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №8 имени Сибирцева А.Н. города Сургута Использование ИКТ в образовательном процессе как способ оптимизации деятельности учителя
Информатизация образовательного процесса - это подготовка и передача учебной информации, основным средством осуществления которых является компьютер.
Компьютер увеличивает скорость овладения им учебным материалом расширяет информационное пространство вокруг ребёнка позволяет создать условия для осуществления ребёнком самоконтроля при решении учебных задач предоставляет ребёнку право выбора источника учебной информации нетрадиционный объективный «учитель и экзаменатор» способствует повышению учебной мотивации
Информационно - коммуникационные средства обучения позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, реализовать на практике принципы личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного обучения, расширить образовательное пространство вокруг ребёнка, совершенствовать информационную компетентность обучающихся, идти в ногу со временем.
Системное и целесообразное применение информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, а значит, повысить качество обучения школьников
«...чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить заходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику» Л.Н. Толстой
Демонстрации фильмов - экранизаций произведений русской классикиМаксимальный эффект присутствия. Хороший фильм - это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Из фильма нужно выжать все «витамины и аминокислоты». Фильм как начало темы. Мотивация к дальнейшему чтению. Использования межпредметных связей. Разные варианты работы с текстом экранизации. (фрагменты)
Ключевые компетенции:наблюдение, структурирование информации, постановка проблемы, поиск ответов на поставленные вопросы.
Презентация (Power Point) В своей практике я использую несколько вариантов презентаций: лекционная презентация (пример), «плакаты» (пример), «тройное действие» (пример), интерактивные презентации (пример).
Обдумай:каковы цели и задачи, которых хочешь достичь в результате показа данной презентации; какова аудитория, перед которой предстоит выступать; какова мотивация этой аудитории к тому, чтобы тебя слушать; в каких технических условиях презентация будет демонстрироваться.
Условия демонстрации презентации:1) проецирование слайдов на большой экран, учащиеся следят за показом со своих мест; 2) учащиеся видят содержание презентации на персональных компьютерах, слушая комментарии учителя к ней; 3) ребята самостоятельно знакомятся с презентацией (без комментариев учителя или без его присутствия).
Ученические презентации -демонстрация результатов учебных исследований (пример) итог реализации учебных проектов (пример)
Электронные образовательные ресурсы:электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные библиотеки.
Электронные учебники инновационный учебник «Русский язык, 5-7 класс» (авторы - О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельская, Л.А. Дунаева, К.М. Герасимова) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3c537db9-a7e3-4907-bbeb-55bf6ca5a206/?interface=teacher&class[]=48&subject[]=8 аудиоучебник «Литература 10, 11 класс. Компьютерная единая программа» (авторы – В. Чалмаев, С. Зинин) (пример) курс видеолекций по русской литературе 20 века «XX век – глазами российский поэтов» (автор – О. Парамонов) (пример) «Радионяня. Весёлая грамматика» - 32 урока с интермедиями и песнями на все трудные правила русской грамматики (авторы – А. Хайт, А. Левенбук, Э. Успенский) ЭОР по русскому языку (пример)
Электронные учебные пособиямультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык» «Программа–тренажер по русскому языку «Фраза» ЦОР к учебнику «Русский язык. 5-9 классы» (автор В.В. Бабайцева) «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс русского языка (базовый)» Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия (серия «ЕГЭ - 2009») Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык (пример) тренажёр «Русленг» (пример) орфоэпический тренажёр (пример)
Актуальность использования компьютерных программна уроке и дома; тренинг и контроль; повторение материала и ликвидация индивидуальных затруднений;
Актуальность использования компьютерных программсистема «Справочник»; иллюстрация языковых явлений; индивидуальный темп обучения;
Актуальность использования компьютерных программсистема самоконтроля; эффективный тренинг грамотного письма; разнообразные формы наглядности.
Адреса полезных сайтов:http://school-collection.edu.ru/ http://www.shpl.ru http://slovtsnik-oka.narod.ru http://gramota.ru/ http://center.fio.ru http://www.it-n.ru/ http://www.1september.ru http://www.openclass.ru/ http://www.biblioclub.ru/audio_books.php http://prosv.ru/ http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75 http://pedsovet.su/load/27-2-2
Индивидуальный образовательный план – возможность выстроить для каждого ребёнка индивидуальный маршрут изучения учебной темы, раздела и т.п. (пример)
Электронный журнал школьная образовательная сетьwww.dnevnik.ru
Удобное решение под образовательные нужды: расписание уроков и звонков http://schools.dnevnik.ru/timetable.aspx?school=5659, электронный журнал http://schools.dnevnik.ru/marks.aspx?school=5659&group=15637, мониторинговая система для управления процессом http://schools.dnevnik.ru/marks.aspx?school=5659&group=15637, список домашних заданий http://schools.dnevnik.ru/homework.aspx?school=5659, возможности для дистанционного обучения, быстрый ввод информации и импорт данных.
Этапы урока:на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления изученного, на этапе контроля, при выполнении домашнего задания, на этапе планирования занятия (пример).
КТО ХОЧЕТ, ИЩЕТ ВОЗМОЖНОСТИ; КТО НЕ ХОЧЕТ, ИЩЕТ ПРИЧИНЫ. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Повышение квалификацииМеждународный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет http://www.moi-universitet.ru/ Факультет «Реформа образования» http://www.edu-reforma.ru/
Повышение квалификацииДистанционные курсы (бесплатно): Эффективные педагогические технологии http://www.moi-universitet.ru/do/directions/direction1/etow/dketow1/ 2. Современное педагогическое проектирование http://www.moi-universitet.ru/do/directions/direction1/pmw/dkpmw1/ 3. Эффективная мотивация обучающихся http://www.moi-universitet.ru/do/directions/direction2/emo/dkemo1/ 4. "Копилочка активных методов обучения" http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
«ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЁД – ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ, ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ – ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ…» КЕРКЬЕГОР