Информационная модель учителя Анисимова Н.Г. Заместитель директора по УВР МБОУ В(С)ОШ № 9 г. Дзержинск 2012 год
План семинара 1. Информационные технологии обучения. 2. Урок с применением ИКТ. 3. Электронные презентации. 4. Мониторинг «Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности.
Информатизация школы Каждый блок имеет свои цели и задачи использования ИКТ. Как методически грамотно и обоснованно применить ИКТ? Как необходимо оформить материал урока? Как организовать урок с использованием ИКТ?
Условия использования ИКТ Учебные кабинеты, учительская оборудованы компьютером и принтером. Учебные кабинеты имеют доступ к сети Интернет. В школе мобильный кабинет информатики. Кабинеты 1, 8, 9,10 оборудованы стационарными мультимедийными проекторами. Имеется переносной мультимедийный проектор. В школе создана большая медиатека ЭОР.
Информационные технологии обученияИнформационные технологии обучения - это совокупность методов, форм и средств воздействия на обучающегося в процессе его развития. Одним из средств воздействия является компьютер, основной формой организации обучения в общеобразовательной школе является урок, методы вырабатываются учителем. Правильно разработанной технологией обучения является та, при которой в результате применения ИКТ возникает сотворчество учителя и ученика; та, которая будет развивать и учителя, и ученика.
Использование ИКТВозможности компьютера 1. полная замена деятельности учителя 2. частичная замена (выборочное использование дополнительного материала, выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий 3. использование компьютера для вычислений 4. использование игровых и занимательных программ Компьютер используется на всех этапах процесса обучения: 1. при объяснении нового материала 2. при закреплении материала 3. при повторении материала 4. при контроле
Использование ИКТИКТ позволяют усилить мотивацию учения путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью оформления, путем ориентации учения на успех. Для контроля знаний используются тесты и задания. На данном этапе компьютер помогает в управлении учебным процессом, выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учётом допущенных в теме ошибок и затраченного времени. ИКТ позволяют учащимся проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий.
Виды ЭОР информационно-поисковые и информационно-справочные
Урок с применением ИКТ принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям; управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Урок с применением ИКТ ИКТ может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ключевых компетенций. При этом компьютер выполняет следующие функции: 1. функции учителя - источник учебной информации; - наглядное пособие; - тренажер; - средство диагностики и контроля. 2. функции рабочего инструмента: - средство подготовки текстов, их хранение; - графический редактор; - средство подготовки выступлений; - вычислительная машина больших возможностей.
Урок с применением ИКТ Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных демонстраций, видеороликов. Мультимедийные сценарии уроков (презентации). Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки. Организация и проведение лабораторно- компьютерных практикумов с виртуальными моделями. Проектно-исследовательская деятельность.
Преимущества использования ИКТ1. индивидуализация обучения; 2. интенсификация самостоятельной работы учащихся; 3. рост объема выполненных на уроке заданий; 4. расширение информационных потоков при использовании Internet; 5. разнообразные формы работы; 6. интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК; 7. поиск новых, нетрадиционных форм и методов обучения, дальнейшее освоение компьютера; 8. объективная картина уровня усвоения изучаемого материала и своевременная его коррекция.
Преимущества использования ИКТ Применение ИКТ на уроке позволяет быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество «обученности» учащихся повышается. Передача информации, усиливает воздействие выступления. ИКТ позволяют экономить время на уроке, добиваться глубины погружения в материал, повышения мотивации в обучении. ИКТ осуществляют интегрированный подход в обучении, дают возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся.
Урок с применением ИКТ Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ 1. Отсутствие компьютера . 2. Недостаточно времени для подготовки к уроку. 3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя. 4. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий. 5. Не предусмотрено время для использования Интернета на уроках. 6. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п. 7. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Урок с применением ИКТ ИКТ на уроках русского языка и литературы Уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом. Фонохрестоматия. Видеоролики. Фрагменты экранизаций литературных произведений. Видеофрагменты. Заочные экскурсии. Аудиозаписи на уроках русского языка.
Урок с применением ИКТ ИКТ на уроках иностранного языка при изучении нового материала (презентации, иллюстрационный материал); при развитии умений аудирования, чтения, говорения, письма, перевода( работа с мультимедийными обучающими программами, выполнение заданий, подготовленными в электронном виде учителем или учениками, разминочные тесты, чтение в подлиннике произведений иностранных авторов, прослушивание аудиофайлов, обсуждение информации из Интернета); при мониторинговом, промежуточном или итоговом оценивании достижений учащихся (задания для проверки, самопроверки, тесты).
Урок с применением ИКТ ИКТ на уроках математики Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией. Работа с устными упражнениями. Использование презентации при повторении пройденного материала. Демонстрация условия и решения задачи. Демонстрация геометрических чертежей. Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде. Демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях. Иллюстрация практического применения теорем в жизни.
Урок с применением ИКТ ИКТ на уроках истории и обществознания Презентации, иллюстративный и видео материал. Использование интерактивных таблиц, карт, схем, диаграмм. Просмотр видеофильма или видеофрагмента. Ознакомление с историческими источниками. Компьютерное тестирование, подготовка к ЕГЭ, тренажеры. Дидактические игры. Работа с Интернет-ресурсами. Видеофильмы, исторические справки об исторических личностях, событиях. Исторический комментарий. Биографии исторических деятелей
Урок с применением ИКТ ИКТ на уроках биологии Презентации на уроках изучения нового материала; Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала; Проведение практических работ. При подготовке учащихся к ЕГЭ; Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.
Урок с применением ИКТ ИКТ на уроках химии и физики Построение урока с применением Программных мультимедиа средств: обучающих Программ, электронных учебников, видеороликов. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями; объяснение опытов, моделировании физических процессов, явлений .
Электронные презентации Программа Power Point универсальна при изучении нового материала. С помощью подготовленных презентаций объяснение темы реализуется как объяснительно-иллюстративным методом, так и эвристическим или исследовательским. В презентации используются анимация, всевозможные картинки, видеофрагменты или музыкальное сопровождение. Презентации готовят и обучающиеся, например, при защите проектов, подготовке выступлений на НОУ и т.д.
Электронные презентации Разнообразные презентации используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, его закреплении, повторении и контроле знаний, умений и навыков. Они дают возможность сочетать текстовую и графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мультипликацией, позволяют использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры. Более сложной задачей является извлечение из целостного курса ЭОР необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке. Поэтому учителю, имеющему возможность использовать мультимедийное оборудование, приходится создавать и собственные разработки уроков, начиная с конспектов и слайдов, заканчивая flash - анимацией и созданием собственных сайтов.
Электронные презентации Алгоритм построения презентации 1) определить цель и задачи применения презентации на уроке 2) определить жанр презентации 3) подбор и преобразование материала в зависимости от целей и задач применения на уроке 4) разработка структуры занятия, группировка материала через слайды в соответствии с ходом и задачами урока, 5) настройка презентации и её апробация. В зависимости от целей применения презентации на уроке возможно использование движущихся элементов (акцентирование внимания учащихся), неполных схем и перепутанных связей в них (организация самостоятельной работы учащихся), использование фрагментов фильмов и музыки и т.д.
Электронные презентации На оперативном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока. Для каждого из этапов определяется: · цель; · длительность этапа; · форма организации деятельности учащихся; · функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; · форма промежуточного контроля и т.п.
Мониторинг использования ИКТ Используете ли вы информационно-компьютерные технологии ? при подготовке к занятию – 8чел. 61,5% на занятии – 5 чел. 38,5% для самообразования -10чел. 77% в воспитательной работе, доклады Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете? текстовый редактор- 10 чел. 77% мультимедийные диски -9 чел. 69,2% специализированные программы- 4 чел. 30.8% Интернет-11 чел. 84,6% электронные таблицы 5 чел. 38,5%
Мониторинг использования ИКТ Как часто вы используете ИКТ - технологии и ЭОР в организации обучения и внеурочной деятельности ? 1 раз в неделю - 5чел. 38,5% 1 -2 раза в месяц - 4 чел. 30,7% 1-2 раза в квартал - 4 чел. 30,7% Ваши достижения в области использования ИКТ технологий? Работа в сетевых сообществах. Электронная почта. Интернет. Скайп. Курсы дистанционного обучения.
Мониторинг использования ИКТ Имеется ли у Вас база данных ИКТ- ресурсов? собственная – 5 чел. 38,5% материалы Интернета – 7 чел. 53,8% нет ИКТ –ресурсов – 6 чел. 46,2% Мы можем сделать вывод, что в нашей школе низкий показатель использования ИКТ на уроках.
Мониторинг использования ИКТ -базовый уровень –знания, умения и опыт, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИКТ-технологий; -предметно-ориентированный уровень – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов; -педагогический (психолого-педагогический, методический, творческий) уровень – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.
Мониторинг использования ИКТ В целях повышения качества образовательного процесса продолжить работу над методической темой школы: «Повышение качества образования через использование информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» Учителям – предметникам в срок до 20 апреля разработать и сдать на проверку руководителям ШМО разработку урока с использованием ИКТ ( конспект, презентация). Провести открытые уроки с использованием ИКТ-ресурсов.
Литература Кульневич С.В. Анализ современного урока. Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – М.: Изд.«Учитель», 2006. Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 2007. О. И. Бахтина. Информатизация гуманитарного образования.// Педагогика. – 1990. - №1. Л. В. Шеншев. Компьютерное обучение: прогресс или регресс?// Педагогика. – 2007. - №11, 12. И. И. Мархель. Компьютерная технология обучения.// Педагогика. – 1990. - №5. В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре.// Педагогика. – 1990. - №4. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841 Материалы сайта http://interaktiveboard.ru