Имидж дошкольного образовательного учреждения
Имидж ДОУ - эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.
Имиджу как особому психическому образу присущи следующие общие характеристики: • он — идеальный объект, возникающий в сознании людей, но в какой-то мере и реалистичен: явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия; • он не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе, поэтому при создании имиджа необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него; • имидж неустойчив, его постоянно надо “подкреплять” рекламой или разнообразными целевыми акциями; •имидж прагматичен, то есть ориентирован на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации, ее развития; • имидж предполагает сильный эмоциональный отклик, это следует из самого его определения; • эффективный имидж целостен и непротиворечив, соответствует однозначным обобщенным представлениям;
Необходимость формирования имиджа ДОУ определяется следующими причинами: - во-первых, сложная демографическая ситуация и разброс учреждений усиливает конкуренцию среди ДОУ одной территории в борьбе за набор детей; - во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ ДОУ к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.; - в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, ДОУ при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие; - в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения ДОУ определенной силы в том смысле, что создает залог доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе инновационным процессам.
Главной функцией является формирование положительного отношения к кому-либо или чему- либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. Имидж дошкольного образовательного учреждения как организации может создаваться в различных содержательных пластах: имидж руководителя; имидж воспитателей (индивидуально); корпоративная культура (команда); имидж проекта или услуги; дизайн и фирменный стиль. Основа всего составляющего имидж - люди: руководители, педагоги, обслуживающий персонал. От имиджа человека во многом зависит желание сотрудничать с ним или организацией.
Современный руководитель, педагог должны обладать: высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным авторитетом. Педагог должен находить общий язык: с молодыми и пожилыми, детьми и родителям, работниками разных профессий, людьми разного образования, семейного положения, квалификации, говорить просто, правильно, доступно, уметь не только говорить, но и слушать.
Имидж педагога - это инструментарий, использующий голос, пластику, мимику, внешние данные в качестве воздействия на воспитанников и родителей. Педагог создает культуру последующих поколений, воспитывает детей и родителей, воспитывает и учит своим поведением, отношением к людям, внешним видом.
корпоративная культура (команда); согласованность всех элементов коммуникации ДОУ, передающая основную идею, вызывающая благоприятный отклик, который увеличивает степень доверия окружения. разработка визуальных и деятельностных элементов внешней атрибутики для демонстрации духа общности, корпоративности, единения; формирование узнаваемого образа на рынке образовательных услуг; упор на уникальность предлагаемых ДОУ услуг, подчеркивающая их качество
дизайн и фирменный стиль 1. Логотип, или фирменный знак. - вывеска на здании; папка для деловых бумаг заведующего; поздравительные открытки; - приглашение; - рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени). 2. Летопись детского сада книга отзывов для родителей и гостей ДОУ. З. Бейдж 4. Газета ДОУ. «Информационная справка», «Досуг в детском саду», «В гостях у Неболейки», «Ребенок познает мир» и др. 5. РR - мероприятия: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в ярмарках образования, конкурсы педагогического мастерства, открытые конференции и семинары для других учреждений. б. Публикации о достижениях ДОУ в СМИ.
7. Визуально подвижные коммуникации: деловой этикет, профессиональная этика; спикерское искусство; бренд педагога. 8. Визуально неподвижные коммуникации: печатная символика; внешний вид персонала (одежда, прически, макияж, маникюр, аксессуары и пр.); рекламные ролики, презентационные фильмы; сайт учреждения; внешний вид здания, благоустроенность территории ДОУ; место расположения ДОУ. 9. Фирменный цвет. Все необходимые документы выполняются на бумаге именно этого цвета.
Таким образом, для формирования привлекательного и своего неповторимого имиджа дошкольное учреждение должно иметь: - четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего; - уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения; - разнообразные качественные образовательные услуги; - оригинальную систему учебно-воспитательной работы, развивающей творческие способности, формирующей здоровый образ жизни; -связь с учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, разными социальными институтами; - яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления; -систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предполагаемых образовательных услугах.
Правила на успешность: не будьте похожи на других; пусть цели вдохновляют; сосредотачивайтесь на социальных запросах родителей; выберите лучшую корпоративную философию: «Чистота, качество, востребованность»; стремление к положительным эмоциям.