Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе
Содержание ИКТ в образовании ИКТ компетентность Взаимосвязь педагогических и информационных технологий Основные направления использования ИКТ в образовании Интересные Интернет-ресурсы Использованные ресурсы Выход
Изменения в современном образовании Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, происходит перенос с усвоения знаний на формирование компетентности (Личностно-ориентированное образование: ведущий вид деятельности – познавательная, деятельность учения). Изменяется понимание «фундаментализации» образования (база для непрерывного образования (в ЗБР); уметь, владея системой знаний о…) Это способствует внедрению новых педагогических технологий в образовательный процесс отечественной школы
Суть понятия «информационные технологии в образовании» (1) Двойственная трактовка ИТ: Научное направление (совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами). Конкретный способ работы с информацией (способ и средства сбора , обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте). (В какой-то степени все педагогические технологии являются информационными – обмен информации между педагогом и обучающимся)
Суть понятия «информационные технологии в образовании» (2) Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. (по В.И. Загвязинскому) Суть информатизации образования – создание как для педагогов, так и для обучающихся благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.
Педагогические цели использования ИКТ в образовании (1) Развитие личности обучающегося - подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества: развитие мышления, развитие коммуникативных способностей, развитие навыков исследовательской деятельности, формирование умений принимать решения в сложных ситуациях, формирование информационной культуры.
Педагогические цели использования ИКТ в образовании (2) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества: подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, подготовка мобильных конкурентоспособных личностей, подготовка специалистов в области ИТ
Педагогические цели использования ИКТ в образовании (3) Интенсификация образовательного процесса: выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации), повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ, углубление межпредметных связей.
ИКТ компетентность компетентности в области информационных и коммуникационных технологий ИКТ компетентность – как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. ИКТ компетентность проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач, которые могут быть решены с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Internet и др.
Структура ИКТ компетентности общая ИКТ компетентность; профессиональная ИКТ компетентность
Структура и содержание ИКТ компетентности педагога (1)
Структура и содержание ИКТ компетентности педагога (2) В содержании и структуре ИКТ компетентности, можно выделить общепедагогическую и предметную составляющие: общепедагогическая составляющая – это общие направления использования информационных технологий в процессах обучения и воспитания, предметная составляющая - специфические направления, отражающие особенности учебных предметов (физики, математики, биологии, литературы, иностранного языка, истории и др.).
Взаимосвязь педагогических и информационных технологий ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные направления использования ИКТ в образовании Представление материала с помощью компьютера Использование мультимедиа Диагностика и рейтинговая оценка Создание электронных УМК Дистанционное обучение Организация общения
Представление материалов с помощью компьютера Презентации Публикации Электронные таблицы Базы данных Дидактические и методические материалы Сайты
Создание и использование презентаций Тенденция ухода от использования «в лоб», только в качестве источника информации, а использование в качестве инструмента управления обучением. В этом случае обучающиеся приобретают знания и опыт, не сводящиеся к традиционным репродуктивным.
Создание и использование презентаций для: урока при объяснении нового материала наглядной демонстрация процессов (диаграммы, таблицы, моделирование опытов…) представления результатов выполнения индивидуальных и групповых проектов и исследований: сопровождение доклада ученика создание фотоальбома совместного изучения источников и материалов организации самостоятельной работы обучающихся корректировка знаний дополнительные занятия углубленное изучение материала проверки усвоения содержания (создание тестов)
Использование публикаций В учебной деятельности: для создания газет об исторической личности, об историческом событии, с погружением в эпоху для создания информационных листков, брошюр, буклетов для представления работ учащихся Во внеурочной деятельности: для создания объявлений, пригласительных билетов, рекламных листовок для ведения календаря важных событий класса, школы для ведения домашнего еженедельника
Использование электронных таблиц для: создания таблиц данных создания расчетных таблиц для проведения расчетов разного уровня сложности построения диаграмм различных типов (на основе таблиц) создания анкет с автоматической обработкой результатов обработки и анализа данных с помощью статистических и логических функций создания и ведение баз данных сортировки данных для их последующего анализа ведение дневника наблюдений с автоматической обработкой результатов наблюдений создания кроссвордов создания информационных моделей (построение прогнозов, расчет возможных результатов с учетом меняющихся начальных условий работы с картами
Использование баз данных Биографии ученых Библиография по предмету Подборки иллюстраций Подборки разноуровневых задач Достижения учащихся
Создание дидактических и методических материалов Инструкции к заданиям Шаблоны дневников наблюдений Рабочие тетради Конспекты занятий Публикации для дополнительного чтения Обзоры Шаблоны таблиц Шаблоны для заполнения в исследовательской и лабораторной деятельности Сравнительные формы Опросы и тесты Дидактические карточки Кроссворды Викторины Средства (статические и динамические) наглядности Доклады Брошюры Тексты и презентации Образовательные сайты
Создание и использование сайтов Информационные сайты Организационные сайты Сайты проекта Сайт дистанционной поддержки обучения Средства разработки: MS Office (Publisher, Front Page) Специальные инструментальные средства (DreamV Макеты (www.narod.ru)
Использование мультимедиа (1) Мультимедиа – многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, звук, графику, видео, анимацию в интерактивном режиме. Состав мультмедийного документа:
Использование мультимедиа (2) Дидактические функции мультимедиа: Иллюстрирование сложных физических, биологических явлений, химических реакций Использование оригинальных аудиоматериалов для формирования умений аудирования при изучении иностранных языков Использование различных статичных и динамичных средств визуальной наглядности для изучения различных дисциплин Самостоятельные проектные, творческие виды деятельности с использованием разнообразных мультимедийных средств Создание, форматирование и редактирование графических объектов творческих работ Организация виртуальных лабораторных, практических работ в различных областях знаний Организация виртуальных экскурсий
Использование мультимедиа (3) Фирмы – создатели готовой мультимедийной продукции для школ:
Диагностика и рейтинговая оценка (1) Поиски способов совершенствования учета и оценки успешности обучения привели, с одной стороны, к отказу от выставления отметок, а, с другой – к более точным и обоснованным способам балльной оценки.
Диагностика и рейтинговая оценка (2) Тестирование – аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать соответствие личностной модели знаний ученика экспертной модели знаний. Средства разработки: MS Office (Word, Excel, Power Point) Специальные инструментальные средства (Конструктор тестов для WWW на JavaScript В.В. Захаркиной (бесплатный) http://vvz.nw.ru Пакет HyperTest Константина Рыбалкина (бесплатный) http://hyrertest.virtualave.net Программный комплекс фирмы SunRav TestOfficePro (условно бесплатный) http://www.sunrav.ru/index.php Программная оболочка фирмы Softwerk ExaMINATOR (платная) http://www.softwerk.ru/exam_r.htm - информация
Диагностика и рейтинговая оценка (3) Рейтинговая оценка – это показатель индивидуальных достижений обучающегося, выраженный в баллах и учитывающий разные виды деятельности на занятиях (выполнение лабораторных и практических работ, написание контрольных работ, устные ответы, тестирование и др.) Рейтинговая оценка знаний обучающихся важна потому, что систематическое оценивание позволит: преподавателю более объективно оценивать результаты текущего, рубежного и итогового контроля обучающемуся судить о степени успешности продвижения по образовательному маршруту Важно также, что на основании систематического рейтингового оценивания можно делать важные выводы о необходимости изменений в учебном процессе
Создание электронных УМК Учебно-методический комплекс – система изучения учебной дисциплины, включающая в себя учебную программу, учебное пособие, практикум, материалы для диагностики и контроля. Средства разработки: MS Office (Word, Power Point, Front Page) Специальные инструментальные средства (E-book) Оболочка фирмы SunRav http://www.sunrav.ru/index.php Оболочка фирмы Hyper Metod (СПб)
Дистанционное обучение ДО - форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, орг. формы, средства), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Средства организации: Сайты Специальные инструментальные средства (DLMS или оболочки для ДО)
Организация общения (1) IRC (chat) – технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога E-mail - целая серия услуг Отправка и прием электронных писем Информационное обслуживание по пересылке абонентам сети обзоров, сводок, новостей и иных справочных материалов от различных фирм и организаций Телеконференции – технология получения и отсылки материалов дискуссий, в которых могут принимать участие люди, разделенные большим расстоянием Форум – технология, предоставляющая возможность высказаться и узнать мнение других по определенному вопросу
Организация общения (2) Всевозможные образовательные форумы и чаты поддерживаются на сайте Федерации Интернет-Образования www.fio.ru: в разделе "Учитель.ru" — "Виртуальный педсовет", в "Родитель.ru" — "Родительское собрание", в "Тинейджер.ru" — целый набор из чатов и форумов для школьников и студентов. Педагогический Портал Министерства образования РФ www.school.edu.ru также поддерживает форумы для учителей и родителей. Каталог «Все образование» http://www.alledu.ru поддерживает работу детской общественной приемной: сюда могут обращаться дети в поисках совета или консультации специалиста по правовой, психологической или иной проблеме. В приемной работает форум: http://www.alledu.ru/forum/16/8. http://www.iteach.ru/forum.html - форум программы Intel «Обучение для будущего»
Интересные Интернет-ресурсы (1) http://center.fio.ru/som/ - сетевое объединение методистов Федерации Интернет образования. Материалы и разработки по всем школьным дисциплинам. http://physics.nad.ru/physics.htm - на сайте представлены трёхмерные анимации некоторых физических экспериментов и явлений. Анимации сопровождаются теоретическими объяснениями и ссылками на видеоролики. http://www.niif.spbu.ru/~monakhov/www/lab_dhtml/ - виртуальные лабораторные работы по физике http://www.college.ru – на сайте «Открытый колледж» примеры и описания анимационных роликов по физике, химии, биологии.
Интересные Интернет-ресурсы (2) http://www.sng.edu.ru/rubrick_list.php?level=&total=15799&start=2380 – образовательный портал по поддержке образования в странах СНГ (пример – виртуальная экскурсия по Государственной Думе)
Использованные ресурсы: Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. Состояне информатизации общего образования / Аналитический обзор. – М.: ООО «Аллана», 2003. http://www.ecdl-ru.com - стандарт «Европейские Компьютерные права».
Успехов Вам в освоении ИКТ!!! Зачерпни воду, и луна окажется в твоей руке. Китайская мудрость