PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Педагогика / Формирование приёмов умственной деятельности учащихся
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Формирование приёмов умственной деятельности учащихся


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Формирование приёмов умственной деятельности учащихся


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Формирование приёмов умственной деятельности учащихся Психолого-педагогический с
Описание слайда:

Формирование приёмов умственной деятельности учащихся Психолого-педагогический семинар

№ слайда 2 Введение: Для повышения самостоятельности мышления и стимулирования умственного
Описание слайда:

Введение: Для повышения самостоятельности мышления и стимулирования умственного развития, которое относится к существенным показателям общего развития личности, необходимо последовательно формировать и развивать приёмы умственной деятельности учащихся в соответствии возрастными особенностями развития их личности.

№ слайда 3 Что такое мышление? Мышление — познавательная деятельность личности, характеризу
Описание слайда:

Что такое мышление? Мышление — познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление — процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира.

№ слайда 4 Особенности процесса мышления мышление всегда имеет опосредованный характер, мыш
Описание слайда:

Особенности процесса мышления мышление всегда имеет опосредованный характер, мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества, мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему, мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме, мышление человека органически связано с практической деятельностью.

№ слайда 5 Формы мышления: Понятие — отражение в сознании человека общих и существенных сво
Описание слайда:

Формы мышления: Понятие — отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Умозаключение — выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Виды мышления по форме: Наглядно-действенное — мышление, непосредственно включен
Описание слайда:

Виды мышления по форме: Наглядно-действенное — мышление, непосредственно включенное в деятельность. Образное — мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное — мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

№ слайда 8 Способы мышления: Индукция — способ мышления, при котором умозаключение идет от
Описание слайда:

Способы мышления: Индукция — способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедукция — способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

№ слайда 9 Особенности развития мышления: Наглядно-действенный характер. Непосредственное о
Описание слайда:

Особенности развития мышления: Наглядно-действенный характер. Непосредственное оперирование вещами. Обобщение вещей и их свойств. Предметный характер. Перестройка процесса мышления. Целенаправленная мыслительная деятельность. Способность к абстрактно-логическому мышлению.

№ слайда 10 Возрастные особенности развития мышления школьников: Начальные классы – формиров
Описание слайда:

Возрастные особенности развития мышления школьников: Начальные классы – формирование основных приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, синтез, обобщение, построение логического определения, конкретизация. Средние классы – развитие приёмов, сформированных ранее и формирование умений индуктивно-дедуктивных доказательств, анализа проблемной ситуации, навыков теоретического анализа, эмпирического обобщения и конкретизации. Старшие классы - совершенствование умений давать определение понятий, обучение структурному анализу, творческое использование умений конкретизировать, доказывать и опровергать доказательства.

№ слайда 11 Мыслительные операции и приемы умственной деятельности: Приемы умственной деятел
Описание слайда:

Мыслительные операции и приемы умственной деятельности: Приемы умственной деятельности, как рациональные способы выполнения учащимися умственных операций в соответствии с содержанием учебных задач, имеющих определенную последовательность действий: Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Сравнение — операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Обобщение — прием объединения многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Классификация — прием систематизации соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

№ слайда 12 Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его
Описание слайда:

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Пример 1 анализ объекта Пример 2 анализ определения понятия

№ слайда 13 Сравнение Сравнение правомерно при следующих условиях: Однородность предметов ил
Описание слайда:

Сравнение Сравнение правомерно при следующих условиях: Однородность предметов или явлений. Сравнение производится только по существенным признакам. Алгоритм сравнения: Выделение признаков. Установление общих и существенных признаков. Выбор основания для сравнения (один из существенных признаков). Сопоставление объектов по данному основанию.

№ слайда 14 Пример на умение анализировать и сравнивать:
Описание слайда:

Пример на умение анализировать и сравнивать:

№ слайда 15 Синтез Синтез (от греч. synthesis — соединение, составление, сочетание) — движен
Описание слайда:

Синтез Синтез (от греч. synthesis — соединение, составление, сочетание) — движение мысли от более частных понятий к более общим; мысленное соединение частей предмета, явления, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета, явления как единого целого.

№ слайда 16 Пример: На основе сравнения строения семян, корневых систем и жилкования листьев
Описание слайда:

Пример: На основе сравнения строения семян, корневых систем и жилкования листьев цветковых растений и выделения общих и отличительных, существенных и несущественных, необходимых и достаточных признаков выводится понятие о классах цветковых растений - двудольные и однодольные.

№ слайда 17 Обобщение и абстрагирование Форма отражения общих признаков и свойств явлений де
Описание слайда:

Обобщение и абстрагирование Форма отражения общих признаков и свойств явлений действительности в сознании человека. Простейшие обобщение заключаются в объединении, группировании объектов на основе случайного признака. Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, где четко дифференцируются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.

№ слайда 18 Примеры: Утверждения: Живые организмы делятся на 4 царства: бактерии, растения,
Описание слайда:

Примеры: Утверждения: Живые организмы делятся на 4 царства: бактерии, растения, грибы и животные. Все бактерии имеют клеточное строение. Все растения состоят из клеток. Все грибы состоят из клеток. Все животные состоят из клеток. Обобщение: все живые организмы состоят из клеток.

№ слайда 19 Классификация Классификация (от лат. classis — разряд, класс, facio — делаю, рас
Описание слайда:

Классификация Классификация (от лат. classis — разряд, класс, facio — делаю, раскладываю) — многоступенчатое, разветвленное деление понятия. Классификация может осуществляться и по формально-логическому принципу (например, алфавитно-предметные указатели и т.д.).

№ слайда 20 Примеры классификации: Основание для деления – происхождение горных пород
Описание слайда:

Примеры классификации: Основание для деления – происхождение горных пород

№ слайда 21 Заключение: Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной смено
Описание слайда:

Заключение: Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготовляет последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, у школьников приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

№ слайда 22 Задачи на нестандартность мышления Что нужно всему? Что человеку всегда не лень
Описание слайда:

Задачи на нестандартность мышления Что нужно всему? Что человеку всегда не лень делать? В каком месяце человек меньше всего ест? Какой месяц короче всех? В корзине 3 яблока. Как разделить их между тремя девушками так, что бы одно яблоко осталось в корзине? Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10? Кто может прыгнуть выше дома? Где находятся города без зданий, леса без деревьев и реки без воды? На руках 10 пальцев, а сколько пальцев на 10 руках? Вы входите в темную комнату. У Вас свеча и керосиновая лампа. Что Вы зажжете раньше?

№ слайда 23 продолжение 11. Сколько лет отцу, если его единственному сыну 12 лет? 12. Какие
Описание слайда:

продолжение 11. Сколько лет отцу, если его единственному сыну 12 лет? 12. Какие местоимения портят дорогу? 13. Перед кем люди всегда обнажают голову? 14. Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла одноместная лодка. Оба они переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как это им удалось? 15. В книжном шкафу в обычном порядке стоят 2 книги. В первой из них 300 страниц, во второй - 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?

№ слайда 24 Ответы на задачи: Название. Дышать. Февраль. Май. Отдать третье яблоко вместе с
Описание слайда:

Ответы на задачи: Название. Дышать. Февраль. Май. Отдать третье яблоко вместе с корзиной. На часах, когда минутная стрелка показывает 10 минут. Любой, дома не прыгают! На карте. 50. Спички. 12 лет как он стал отцом. «Я» и «Мы». Перед парикмахером. Они подошли к реке с разных берегов. Ни одной, он прогрыз только обложки.

№ слайда 25 Результаты: 0 – 4 балла низкий уровень 5 – 11 средний уровень 12 – 15 высокий ур
Описание слайда:

Результаты: 0 – 4 балла низкий уровень 5 – 11 средний уровень 12 – 15 высокий уровень

№ слайда 26 Литература: Н.Ф. Талызина. Педагогическая психология. Москва, «Академия», 2001 г
Описание слайда:

Литература: Н.Ф. Талызина. Педагогическая психология. Москва, «Академия», 2001 г. М.Б. Волович. Не мучить, а учить (о пользе педагогической психологии). Москва, Р.О.У., 1992 г. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития). Под редакцией З.И. Калмыковой. Москва, «Педагогика», 1986 г.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru