Философская лекция по теме: «Характеристики воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства»
В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности, как фактора гуманизации пространства детства
Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятие любого его переживаний независимо от способа выражения Эмпатичный педагог не стыдит ребенка, не сравнивает его с другим, более удачливым, не запрещает ребенку свободно выражать свои чувства, потому что хорошо понимает, что энергия эмоций, будучи неотреагированной, превратится в разрушительную для здоровья ребенка силу, станет источником его невротизации. Эмпатия педагога – это умение выразить себя и свое отношение к ребенку и способность быть понятым им. Педагог достигает этого не путем навязывания детям своих мыслей и чувств, не через заигрывание с ними, а путем глубокого изучения их мыслей и чувств, путем стремления быть самим собой, открыто высказывать свое отношение к детям.
Эмпатичный педагог в педагогических отношениях с детьми мобилизует не только сознание, но и бессознательное, незамедлительно эмоционально откликаясь на их переживания, умеет сочувствовать, сострадать, содействовать, вызывая так необходимое ребенку развитие его собственной эмпатийности. Метод эмпатии (эмпатического понимания, эмпатического слушания) обладает огромным потенциалом. Эмпатия необходима в ситуации непосредственного контакта педагога и ребенка, но этот метод считается в психологии самым тонким и сложным способом познания.
Принятие Под принятием в гуманистической психологии понимается безусловное принятие. Принятие - это твердая уверенность в том, что любой человек, независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек поведения, имеет право жить на земле, и никто не имеет права его уничтожить. Психологи заметили одну важную для педагогики особенность: безусловно, принимает другого человека тот, кто сам был в детстве принят, безусловно. Безусловное принятие, рождает чудо самопринятия. Самопринятие чрезвычайно важно, ибо именно с этого момента начинается «личностный рост» ребенка.
Конгруэнтность -полное соответствие самому себе, гармония в самопроявлении, в том числе профессиональном. Именно открытость учителя лежит в основе создания им «помогающих отношений» с детьми. Открытость проявляется, в частности, в интеллектуальной открытости – готовности обсуждать с коллегами и воспитанниками любые проблемы. Педагогу важно снять скрытость в отношениях с ребенком, не просто отказаться от "дистанции", а помочь ребенку понять себя, сделать свое поведение доступным для осмысления ребенка, говорить с детьми доверительно, дать им возможность задать вопросы, откровенно объясниться, вместе поразмышлять. Именно так снимается неопределен ность отношений, устанавливается более глубокие кон такты.
Креативность - способность педагога к творчеству В гуманистической концепции воспитания творчество педагога трактуется, как способность проникнуть в мир каждого ребенка, максимально высоко оценить его возможности и способности. Креативность педагога, стремящегося работать в гуманистической парадигме, проявится, прежде всего, именно в его эмпатии и в принятии каждого ребенка. Креативность проявляется и в том, что творческий педагог всегда стремится воспитать творческого ребенка. Решение этой задачи возможно при условии психологической свободы и психологической безопасности ребенка, а такое состояние, в свою очередь, достигается при условии, если педагог отказывается от постоянного внешнего оценивания ребенка.
Суггестивность - способность педагога воздействовать на эмоциональную сферу ребенка Такое воздействие возникает, если педагог умеет создать благоприятную для самочувствия и настроения ребенка эмоциональную атмосферу, доброжелательный микроклимат, необходимый для общения
Способность к рефлексии - помощь детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе их жизнедеятельности Опыт показывает, что даже старшеклассники не всегда могут самостоятельно адекватно оценить те события, в которых они принимают участие, не осознают того, что происходит с ними в процессе совместной деятельности. В процессе рефлексии педагог пробует, по образному выражению Ю.Лотмана, остановить ситуацию, как стоп-кадр, во времени и пространстве и всесторонне ее проанализировать. Таким образом, знание каждым классным руководителем психологических характеристик воспитательной деятельности является важным фактором гуманизации пространства детства.