Экспертиза технологической культуры учителя Н.Г. ОСАДЧЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РО ИПК и ПРО
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ОСОБЫЙ ПЛАСТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ СОБОЙ ДИНАМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ) И СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ СВОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (В.Г. ГУЛЬЧЕВСКАЯ)
ХАРАКТЕРИСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
П Р И К А З Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений IV. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) 30. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. 31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Совокупность форм, методов и приемов, применяемых в процессе обучения Техника реализации учебного процесса Модель совместной педагогической деятельности Системная совокупность и порядок функционирования всех средств, используемых для достижения педагогических целей
СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Последовательная ориентация на четко определенный цели. Четкая этапность и последовательность педагогических действий. Воспроизводимость педагогических процедур. Полная управляемость педагогическим процессом. Инвариантность основных этапов и процедур образовательного процесса. Точное описание условий обучения. Четкие критерии измерения и оценки результатов. Оперативная гибкая связь. Коррекция педагогического процесса. Гарантированность результата.
УРОВНИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОТБОРА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОТБОРА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ФГОСа нового поколения
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ УЧЕНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И РОЛИ УЧИТЕЛЯ. СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТОВ С ПРОЦЕСА ОБУЧЕНИЯ НА ПРОЦЕСС УЧЕНИЯ (активная самостоятельная познавательная деятельность, овладение рациональными способами учебно-познавательной деятельности, познание своих индивидуальных особенностей). ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ В ДОМИНИРОВАНИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ (от освоения ЗУН к овладению способами деятельности)
УРОК В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПИСЬМЕННОЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ИСПЫТАНИЕ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА УРОКА Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа. При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти). Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 1,5 – 2 часа. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала). Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения. Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.