Эффективные приемы при обучении чтению в начальных классах
чтение Содержательный план (о чем текст) понимание прочитанного обучаемым Процессуальный (как его прочитать и озвучить) сам процесс чтения
упражнения Прочтите буквы. Составьте слова из следующих букв. Выберите слова, которые читаются по правилу (не по правилу). Впишите в слова недостающие буквы. Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте их вслух. Чтение по ролям. Чтение до первой ошибки. Соедините букву и звук. Чтение за диктором.
ВИДЫ ЧТЕНИЯ По целевой направленности деятельности По форме По способу раскрытия содержания По месту чтения По характеру организации деятельности
По целевой направленности деятельности Ознакомительное - чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение информации. Просмотровое -получение общего представления о читаемом материале Изучающее - максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление Поисковое - быстрое нахождение в тексте определенных данных
По форме про себя индивидуальное хоровое громкое
По способу раскрытия содержания аналитическое синтетическое переводное беспереводное
По месту чтения домашнее классное
По характеру организации деятельности подготовленное неподготовленное тренировочное контрольное
Овладение технологией чтения : В предтекстовых упражнениях направлено на устранение смысловых и языковых трудностей. В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения.
Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований: они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде; ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста; вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста. Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.
виды чтения: чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное); чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее); чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).
Последовательность видов чтения a) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое; b) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое. Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.
Спасибо за внимание!!!