Дидактические и методические принципы развития слухового восприятия
Принцип поэтапного формирования умений. Различение количества слогов в слове и соотношение с табличкой. Различение ритмической структуры слова. Различение звуковой структуры слова. Дифференциация слова от предложения. Различение количества слов в предложении. Различение количества предложений в тексте. Различение текста, вопросов и заданий к нему.
Принцип развивающих упражнений. Восприятие от отдельного слова в задании до восприятия фразы в целом. Предлагается изменить лицо говорящего, окончания в именах существительных, придумать другой конец, середину, начало сказки, рассказа, придумать новую.
Принцип интеграции речевого материала. Связь между учебными предметами. На РСВ выносятся ключевые темы с общеобразовательных уроков.
Принцип использования речи как средства развития речевого слуха. Принцип связи развития слухового восприятия с произношением.
Принцип коррекции произношения. Повторение учителем правильного произношения слова, фразы, предложения. Показ правильной артикуляции звука, использование дактильного знака. Словесная инструкция по правильному произношению. Графическое изображение. Все приемы коррекции сопровождается произношением учителя в микрофон.
Принцип выработки слухового самоконтроля. Образец правильного произношения учителя. Систематический контроль за речью учащихся со стороны учителя. Постоянное использование ЗУА. Опора на сохранные анализаторы : слух, зрение, тактильно- вибрационные ощущения.