Учебный диалог и его роль в формировании коммуникативной компетенции
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. пословица
Формирование коммуникативной компетенции является одним из приоритетов российского образования. Коммуникативная компетенция (КК) – это готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей (религиозным, этническим, профессиональным, личностным).
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Общие коммуникативные умения: умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; умение раскрывать тему и основную мысль текста; умение собирать и систематизировать материал на отдельную тему; умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст; умение создавать тексты разных типов и стилей речи; умение совершенствовать и редактировать написанное.
Компетенции: Языковая – знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Коммуникативная- способ взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
«Обучать общению, общаясь» - условия современного урока.
«Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, быстро и правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным». А.Н.Леонтьев
Формирование коммуникативных и языковых компетенций
Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли говорящего и Слушающего, задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.; вовлечение учащихся в работу театральных кружков.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
Диалогические формы учебной коммуникации: учебная беседа учителя и ученика; учебная беседа в парах; учебная беседа в группах; дискуссия; ответы на вопросы; ролевая игра; театрализация; блиц-турнир; учебный ринг; защита проекта.
Д и а л о г Информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) Интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация)
Упражнения «гляжусь в себя, как в зеркало..»; «стенгазета»; «шоу дня»; «пресс-конференция»; «шпаргалка»; «наедине с картиной»; «учебное лото» и т.д.
Упражнение «Шоу дня» Цели упражнения: развивать у учащихся умение самоанализа собственных учебных достижений ,адекватную самооценку; способствовать тренировке коммуникативных умений учащихся класса; формировать культуру коммуникации в системе «учитель-ученик»; воспитывать доброжелательность, критичность мышления, способность критично оценивать свои умения и навыки учебной деятельности
Ориентировочные вопросы Что я сегодня узнала? Что мне сегодня понравилось? Было ли интересно (скучно)? Хотелось ли мне выслушивать доклад? (+) моменты сегодняшнего выступления? (-) моменты доклада? Мои советы и пожелания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!