МОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В.И. Казакова Презентация педагогического опыта работы по теме: «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики.» р.п.Бутурлино 2010-2011 учебный год
Автор работы: учитель начальных классов Крупнова Валентина Фёдоровна
Цель: обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учётом его индивидуальных возможностей. Задачи: 1. Изучить теоретический материал по данной теме; 2. Разработать систему заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации; 3. Изучить направления и методики изучения особенностей детей.
Актуальность темы. Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса — реализация дифференцированного подхода в обучении.
На защиту выносится: 1.Сущность и критерии дифференциации обучения младших школьников на уроках математики. 2. Система дифференцированных заданий.
Определим понятия Дифференциация – лат. Difference разделение, расчленение целого на части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых .
Дифференциация обучения Внешняя Внутренняя (учёт индивидуальных особенностей (учёт индивидуальных учащихся в обычных классах) особенностей учащихся для специальных 1. ) Классы с углубленным изучением дифференцированных предметов учебных групп) 2.)Коррекционные школы разных типов. Учитель определяет уровень развития и предлагает учащимся задания, соответствующие их возможностям.
Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся. Систематическое изучение ребёнка целесообразно начинать с изучения семейных условий (родители: отец, мать, их занятия, интересы, взаимоотношения; бабушка, дедушка, их авторитет)
Необходимо учитывать: Физические и психические качества и состояния личности; Уровень успеваемости; Уровень познавательной самостоятельности; Степень интереса к учению.
На основании индивидуальных особенностей, которые в своей совокупности определяют качество учебной работы и особенностей поведения учащихся класс можно разделить на три условные группы.
1 группа школьников Учащиеся, испытывающие трудности в усвоении знаний. У них отсутствует интерес к учению, к знаниям, не сформированы различные учебные умения (с низкой обучаемостью, формальным отношением в учению и низким качеством самоорганизации) нуждаются в специальных индивидуальных заданиях до тех пор, пока не будут ликвидированы пробелы в знаниях.
2 группа школьников Дети с преобладанием процесса возбуждения над торможением. Таких детей называют « торопыгами». Восприятие у них поверхностное, представления бедные, неполные. Речь торопливая, громкая, эмоциональная. Ранее усвоенные знания должны систематически повторяться. Целесообразны такие виды деятельности, при которых ученики должны рассуждать вслух, сначала обдумать, разобраться, а лишь потом дать ответ. Значительно облегчает работу использование наглядного материала (схемы, чертежи, таблицы, графики и т.д.)
3 группа школьников Относятся учащиеся, у которых высокая обучаемость сочетается со сложившейся позицией хорошего ученика, проявляющейся в стремлении выполнять работу добросовестно, тщательно, используя рациональные приемы учения (положительное отношение к учению и высокое качество самоорганизации) Задания таким ученикам должны способствовать их дальнейшему умственному развитию, удовлетворять и развивать познавательные интересы и склонности
Критерии дифференциации учащихся ( выделение групп) Обучаемость – способности к учению, умственные способности, потенциальные возможности, предпосылки для учения (зона ближайшего развития) Обученность– включают весь объем усвоенных знаний, умений и навыков, результат учения и содержательной базы для реализации способностей ( зона актуального развития)
Дифференциация содержания учебных заданий * по уровню творчества; * по уровню трудности; * по объёму.
Работа дифференцируется: * по степени самостоятельности; * по степени и характеру помощи учащимся; * по характеру учебных действий.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
Задания на классификацию математических выражений
Деформированные равенства и неравенства
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности
Выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию
Дифференциация заданий по объёму учебного материала 1. Основное задание: 15-7 12-6 13-8 16-9 14-9 11-8 Дополнительное задание: Найдите сумму ответов в каждом столбике.
Дифференцированная работа по степени и помощи учащимся. Виды помощи: * Образец выполнения задания; * Справочные материалы; * Памятки, планы; * Наглядные опоры, иллюстрации.
Карточка 1. Составь краткую запись и реши задачу. Было- Продали- Осталось - Карточка 2 Составь краткую запись и реши задачу. Было 8 м И 9 м. Продали - Осталось -? Карточка 3. Составь краткую запись и реши задачу. Было — 8 м. И 9м. Продали - Осталось -
Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся 1 этап. Ознакомление с заданием. 2 этап. Повторение способа вычисления. 3 этап. Выполнение части задания под руководством учителя.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.
Математику уже затем надо знать, что она ум в порядок приводит. М.В.Ломоносов