Инновационные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников Учитель начальных классов МБОУ М-Курганской сош №2 Заикина Н.И.
Актуальность Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: - резко возросла информированность детей; - современные дети мало читают; - характерна ограниченность общения со сверстниками; - большинство детей не участвуют в деятельности детских организаций; - наблюдается поляризация детей по уровню умственного развития; - сегодня дети более открыто выражают и отстаивают своё мнение. В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока.
Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.
ОСНОВЫ моделирования инновационного урока Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. В его основе могут быть: - элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий; - обучение учащихся через художественные образы; - раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства); научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся; - применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе и т.д.
ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ УРОКОВ Урок самостоятельной деятельности Позиция ученика: ЧТО И КАК САМ БУДУ ИЗУЧАТЬ? Позиция учителя: КАК И ЧЕМУ БУДУ УЧИТЬ?
Урок - тренинг Цель – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Необходимые элементы урока: подбор необычных заданий, разнообразие дидактического материала; организация: – соревнований; – взаимного контроля и т. д.
Урок исследовательской деятельности Цель – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКА: :самостоятельная учебная деятельность школьника, ориентация учебы на конечный результат; смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество. Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта).
Урок дифференцированного обучения Цель – развитие и формирование способностей каждого учащегося. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТАКИХ УРОКОВ: - определение уровней знаний учащихся и их способностей к обучению; - выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления; - определение способов учения для каждого ученика; - подготовка дидактического материала; - подготовка блоков учебного материала; - установление регламента для выполнения тех или иных заданий; определение механизма контроля учебных действий учащихся во время самостоятельной работы с целью - обозначения дальнейших шагов или этапов организации обучения.
Урок проектной деятельности Цель - сделать учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным. Задача – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Преимущества метода проектов: - системное закрепление знаний по другим учебным предметам; развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных; развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков; - развитие уверенности в своих силах. Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.
Проблемное обучение – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей. Задача – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие – методом анализа ситуации; третьи – методом диагностики и выводов; четвертые – подбором и т. д.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ по проведению уроков: Демонстрировать доверие. Не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи. Собеседование вести в виде уточнения деталей. Определять конкретный объем работы для того, чтобы ученик мог рассчитать свои силы. Установить временные рамки для выполнения работы.