Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Жан-Жак Руссо
Как ты оцениваешь свое здоровье?
Как, по твоему мнению, влияет школа на здоровье учащихся?
Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках в школе?
Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим?
Условия и факторы школьной жизни, оказывающие разрушающее воздействие на здоровье детей: инструктивно-программирующие методики, продолжительное воздействие на детей школьной среды, вербальный принцип построения учебного процесса, методики, лежащие в основе учебного процесса, чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Принципы здоровьесбереженияНе навреди! Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося Непрерывность и преемственность Субъект-субъективные взаимоотношения Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся Комплексный подход Успех порождает успех Активность Ответственность за свое здоровье
Плотность урокаРациональный уровень – не менее 60% и не более 70%; недостаточно рациональный – 85 - 90%; нерациональный – более 90 %.
Виды учебной деятельности Считается рациональным использование 4- 7 видов учебной деятельности: чтение, письмо, слушание, рассказ, рассматривание пособий, ответ на вопрос, решение примеров.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Рациональный уровень – не более 10 мин.; нерациональный – более 15 мин.
Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена - через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Количество видов преподавания Рациональный уровень – не менее 3-х видов; нерациональный – 1 вид.
Наличие эмоциональных разрядок поговорка, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка, высказывание Рационально использовать 2- 3 разрядки.
Чередование позы учащегося Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель постоянно наблюдает за посадкой учащихся.
Правильная поза ученика во время занятий за столом голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол; между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка; позвоночник опирается на спинку стула; расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.; тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
Наличие, место и продолжительность физкультминуток Проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте; состоят из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого; комплексы упражнений должны меняться.
Психологический климат На уроке должны преобладать положительные эмоции.
Отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:использование уровневой дифференциации, индивидуального обучения, групповых и игровых технологий, развивающего обучения; применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся; рациональная организация труда учителя и учеников; создание комфортного психологического климата; соблюдение СанПиН и правил охраны труда; чередование разных видов деятельности на уроке; наличие эмоциональных разрядок и физкультминуток.
Учитель, помни: твоя улыбка стоит тысячи слов! К.Д. Ушинский