МОУ "Степуринская СОШ" Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе
Приоритеты государства Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, цифровыми образовательными ресурсами ЦОР позволяющими в полной мере реализовывать информационно-коммуникативные технологии обучения.
Приоритеты школы Развивая идею становления успешной личности, педагогический коллектив школы пришёл к выводу, что успех в современном, динамично меняющемся обществе невозможен без эффективного использования компьютеров, внесения качественных изменений в организацию и содержание всего образовательного процесса на основе использования компьютерных технологий. Цифровые образовательные ресурсы и ИКТ стали обычным инструментарием учителей, обучающихся и их родителей, администрации школы, способствующие организации эффективного взаимодействия между всеми субъектами информационно-образовательного пространства.
Факторы необходимости использования ИКТ, ЦОР Во-первых, всё большим становится поток информации. Во-вторых, механическая обработка без определённого стандартного алгоритма не даёт оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения. В-третьих, работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки.
Шаги к успеху информатизация подключение к сети Интернет создаются условия возможности доступа к современным образовательным ресурсам
В рамках проекта «Информатизация системы образования» создана национальная общедоступная коллекция цифровых образовательных ресурсов, в которой можно найти материалы по всем общеобразовательным предметам, репродукции, яркие иллюстрации, даже фрагменты музыкальных произведений. Материалы выкладываются не только для педагогов, но и для родителей с детьми, например на Российском общеобразовательном портале.
Использование сети Интернет Следует отметить, что учителя и учащиеся нашей школы пользуются сетью Интернет как на занятиях, так и во внеурочное время. Интернет используется для следующих нужд: для отработки общеучебных умений и навыков по русскому языку, математике. Для создания мультимедиа презентаций на уроках химии, биологии, астрономии, истории, обществознанию. Для получения достоверной информации о результатах единого государственного экзамена (ЕГЭ). Для электронного документооборота. Для сбора интересующей информации.
Возможности школы В нашей школе кроме компьютерного класса, оборудованного учителем физики и информатики частично своими силами, есть кабинет, в котором учителя проводят уроки, используя один компьютер: по химии, биологии, ОБЖ, основам православной культуры, истории, обществознанию (для любого желающего провести урок с использованием мультимедийного оборудования). В нём размещён видеопроектор, проекционный экран, так же по желанию учителя можно использовать цифровой фотоаппарат или видеокамеру. Мультимедиа- телекоммуникационные сети сегодня дают возможность создателям самых мощных средств обучения обогащать образовательную среду, совершенствуя и раскрывая творческие ресурсы обучения. Ученики участвуют в решении реальных проблем, выполняют разнообразные творческие работы (рефераты, сообщения, проекты, презентации и др.)
Компетентность педагогов школыБезусловно, успех процесса обучения во многом зависит от компетентности педагогов в сфере использования цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим выросла активность применения ЦОР в учебном процессе и вообще в педагогической сфере. Для большинства учителей первое знакомство с мультимедийным оборудованием произошло в нашей школе, в процессе взаимопосещения уроков в рамках методической работы, а так же в процессе работы постоянно действующего семинара над единой методической темой школы. Большое влияние на повышение мотивации к использованию ЦОР на уроках и во внеурочное время оказали научно-практические конференции и организованные в рамках РМО открытые уроки учителей других школ, где демонстрировался опыт работы по их применению.
Чаще всего в школе используют ЦОР учителя Золотова М.А, по реализации исследовательской деятельности, Сырцов А.Е. на обобщающих уроках в рамках реализации проектного метода обучения, Стеблик В.И., применяющий на уроках информационно-коммуникативные технологии.
Презентации, выполненные учащимися к урокам и на элективных курсах
Электронные учебникиВ школе наблюдается процесс интеграции современных информационных технологий с традиционными формами, методами и средствами учебной деятельности. С течением времени рукописные учебники заменились печатными, а позднее - дигитальными (учебниками с электронным носителем – дискета, диск, электронные сети Интернета или компьютерные слайды, презентации), позволяющие создавать новые тексты и базы данных, применяя различные правила и техники. В нашей школе прослеживается опыт использования данных ресурсов по отдельным темам на уроках информатики и физики учителем Стеблик В.И., на уроках истории и обществознания учителем Сырцовым А.Е., на уроках английского языка учителем Инжеватовой О.В., на уроках музыки Ежовой Е.Н. Электронные учебники воздействуют на все органы чувств и особенно на зрительный анализатор, который отличается максимальной продуктивностью информационных взаимодействий. В связи с этим, бесспорно, электронный учебник – учебник будущего, предъявляющий текст, звук и образ, создающие общую информационную систему.
В помощь обучающимсяОгромную роль новые компьютерные технологии играют для подготовки к урокам учащимся нашей школы. Наиболее заинтересованы в использовании услуг компьютера и сети Интернет старшеклассники, но младшие дети с интересом наблюдают за опытом старших и сами пытаются использовать компьютер для обучения.
В помощь педагогам и родителямВ работе администрации школы наиболее эффективными становятся совещания, педсоветы, семинары и родительские собрания, где многие вопросы представляются в виде схем, таблиц, диаграмм и даже презентаций с использованием компьютера и проектора. Это семинары по ознакомлению с новыми образовательными технологиями, где учителям предоставляется возможность изучить их основные компоненты и методику работу не только на слух, но и визуально с помощью презентации.
На родительских собраниях компьютер избавляет родителей от нудного прослушивания результатов работы школы. Родителям предлагается на экране с помощью диаграмм проанализировать уровень успеваемости и обученности учащихся, с помощью презентаций ознакомиться с вопросами обучения и воспитания своих детей, увидеть результаты участия детей нашей школы в районных и областных мероприятиях.
В помощь администрацииБезусловно, в нашей школе, как и во всех современных школах, используются компьютерные возможности для создания и оформления разного рода отчётности, её отслеживания и коррекции.
Таким образом, цифровые образовательные ресурсы расширяют возможности повышения эффективности познавательной и практической деятельности учеников и педагогов, постижения ими надёжных ориентиров творческого самостоятельного познания. ЦОР и информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. В Степуринской СОШ создаются возможные условия для реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в сфере информатизации образовательного пространства школы, которая включает в себя оснащение современной техникой, ЦОР позволяющими в полной мере реализовывать информационно-коммуникативные технологии обучения
Спасибо за внимание !