Интерактивные технологии Кузнецова М.Ф.
Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающая прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса (Государственный образовательный стандарт высшего образования).
Метод - способ решения конкретной методической задачи, отдельный элемент системы обучения (в этом значении метод приближается к категории «прием»); - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического и теоретического знания, той или иной деятельностью (Филатов).
Методика – это область (отрасль) педагогической науки, которая представляет собой частную теорию обучения или частную дидактику (Коротаева Е.В.).
Признаки пед. технологии концептуальность (разрабатывается под конкретный пед. замысел);построение процесса строго в соответствии с целевой установкой;наличие алгоритма;вариативность;системность;наличие обратной связи;корректируемость;эффективность (гарантируемость достижения результата всеми участниками);диагностичность.
Продуктивное образование процесс, направленный на всестороннее развитие личности, способной осваивать единую социально-культурную картину мира; как процесс, при котором приращение знаний, способностей, опыта происходит в ходе создания учеником собственных образовательных продуктов.
Характеристики продуктивной учебной деятельности (УД) 1. Учебная компетенция — позиция «я — учитель» 2. Позиция деловой активности3. Позиция конструктивной и творческой деятельности4. Позиция рефлексивной самооценки
Проблемы в обучении какие формы работы и типы заданий могут оптимизировать современный процесс образования; как можно обеспечить необходимый и достаточный уровень автономии учащихся;каковы современные требования к учебно-методическому обеспечению курса.
Интерактивное обучение это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
Интерактивные технологии вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой ( В.В. Гузеев).
Целевые ориентации Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся. Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.Индивидуализация педагогического взаимодействия. Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.Достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.
Черты интерактивного обучения Ученик должен исследовать, а не следовать указаниям учителя.Учитель не имеет права давать окончательное заключение о том, что "правильно», а что нет.Учитель воодушевляет и принимает инициативу и автономность ученика.Важно использовать первичные источники и данные, интерактивные средства обучения, наглядные пособия, когнитивную терминологию.Ответы ученика должны стать движущей силой урока, учебных стратегий и содержания образования.Узнать о том, как ученик понимает определения, термины, прежде чем предлагать своё понимание.Побуждать учеников к установлению и проведению диалога.Учить ученика задавать вопросы и изучать путём их постановки.Побуждать ученика рассуждать.Вовлекать ученика в виды учебной деятельности, требующей построения гипотез и проведения дискуссий.Давать ученику достаточное количество времени на обдумывание.Давать время на создание межпредметных связей и связи с жизнью, а также на создание метафор.Поощрять любознательность ученика.
фасилитация (поддержка, облегчение) направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников;поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимание участников; поощрение творчества участников.
Концептуальные позиции Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.Интерактивное общение способствует умственному развитию.При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи. Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике, в реальных условиях.
Стратегии для интерактивного общения в классеустановить личные отношений между учениками; обращать внимание учеников на то, что они несут ответственность перед другими за своё учение;создавать безопасную эмоциональную среду, которая характеризуется свободой выражения, слушания и оценки мнения других;разрабатывать интерактивный учебный материал;переходить от конкретного к обобщённому и абстрактному.
Роль учителя информатор-эксперт, консультант, организатор-фасилитатор.
дискуссия Обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения
Виды дискуссий Дискуссия-диспут (ведущий частично определяет ход диспута, представляет слово всем желающим)Конференция (вначале короткое сообщение о состоянии проблемы, затем развернутая аргументация выдвинутых тезисов)Дискуссия в печати, по радио, телевидению (отсутствие непосредственного контакта участников, продумывание выступления)
Виды дискуссийПрогрессивная дискуссия (5 этапов)Зарождение идеиВсе предложения выписываются на доскуОбсуждается каждый предложенный вариантОсуществляется распределение идей по значимости (верификация)Руководитель организует дискуссиюДискуссия-соревнование Деление на команды, выбор жюри, определение критериев оценивания: глубина решения, его доказательность, логичность, четкость, адекватность поставленной цели
Виды дискуссийМетодика «вопрос-ответ» (собеседование-диалог) Процедура «Обсуждение вполголоса» (подготовка в микрогруппах к общей дискуссии)Методика клиники (каждый из участников разрабатывает свой вариант решения проблемы, диагноз)Методика эстафеты (слово передаются другому)Методика «лабиринта» (каждый шаг делается другим участником)
Общие принципы дискуссии:равноправные субъект-субъектные отношения; позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн); позиция «Поймите меня правильно»; истина превыше всего; краткость — сестра таланта; уважение и дружелюбие при высказываниях.
Правила поведения в дискуссии:Я критикую идеи, а не людей. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Виды обучения в сотрудничествеОбучение в команде;Ажурная пила;Учимся вместе.
Трудности учителяБольшая наполняемость групп и, как следствие, боязнь беспорядка на уроке. Неприспособленность классного помещения (невозможность свободного перемещения и перестановки мебели).Организация работы в группах требует много времени (часто занимает весь урок и даже может быть не закончена до звонка).Нехватка методических пособий и разработок форм группового общения (нередко учителю приходится самому разрабатывать и готовить раздаточный материал).Невозможность проконтролировать все группы таким образом, чтобы ошибки были исправлены.
Трудности, связанные с деятельностью ученика - Неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке (они привыкли к традиционной форме общения: «учитель - ученик»).Неподготовленность учащихся к групповому общению (необходимость использовать живой разговорный язык в то время, как учитель сам его не использует).Непонимание учащимися своей роли в процессе общения. Боязнь учащихся отстаивать свою точку зрения. Возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения задания в группе. Выполнение заданий учащимися в разное время внутри группы, т.е. одни учащиеся выполняют задания раньше и начинают мешать другим.
Общая стратегия организации занятий в рамках обучения Учитель планирует каждый этап работы в группах.Учитель тщательно объясняет классу, как нужно работать в группах, и как эта работа будет оцениваться. Он объясняет цели этой работы, значимые определения для данной работы. Учитель дает навыки, которые обеспечивают успех учащихся в группе.Учитель всегда думает над «ученическими контактами».
Наш девиз Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. (М. Уэст)