Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка
Ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» 2009 год
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Исследование учебное научноеЦель – развитие личности, приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащихся на основе приобретения субъективно новых знанийЦель – получение объективно нового результата, производство новых знаний
Направления учебно-исследовательской работы учащихсяУрочная учебно-исследовательская деятельность: проблемные уроки, семинары, практикумы, деловые игрыВнеурочная исследовательская деятельностьМассовая внеурочная работа: познавательные игры, конкурсы, выставки, конференции Групповые внеурочные занятия: факультативы, кружки, элективные курсыИндивидуальная внеурочная деятельность: написание исследовательских работ, проектная деятельность, творческие работы
Основные типы творческих работ учащихся
Принципы организации исследовательской деятельностидобровольностьличная заинтересованностьнаучностьпринцип связи с курсом русского языкадоступностьпосильностьпроблемность
Хорошая темаинтересна исследователю и отвечает задаче развития его личности; интересна научному руководителю; опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;соответствует принципу научности;доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;посильна по объему и времени, необходимому для ее выполнения; содержит проблему, требующую решения.
Темы исследовательских работ Композиционная и символическая роль сновидений Раскольникова Крест как один из религиозных символов романа «Преступление и наказание»Идиот или князь Христос? (Образ князя Мышкина в романе Достоевского)Исследование библейских образов поэмы А. Ахматовой «Реквием»Природные образы-символы в поэзии Николая РубцоваПроблема взаимоотношений человека и робота в современной американской литературеПроблема обращений в современном русском языкеОбращение как один их элементов речевой характеристики героя (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)Языковой портрет города НоводвинскаФункционирование русского языка в ИнтернетеЖанр интервью на страницах газет «Бумажник» и «Новодвинский рабочий»Особенности терминологической лексики в сфере футболаОсобенности СМС-общения
Основные этапы исследования
Циклограмма деятельности учителя по организации и руководству исследовательской деятельностью учащихся
Что дает исследовательская работа учащимся? помогает самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; формирует культуру мышления, рационального усвоения знаний; учит грамотно работать с информацией; вырабатывает умение быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; дает возможность почувствовать уверенность в себе, оказаться в «ситуации успеха»
Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой. Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди свое дело и старайся быть самым лучшим. Д. МэллохСпасибо за внимание!