Интеграция общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС Старший преподаватель кафедры теории и методики воспитания КОИРО Н.В. Федотова 900igr.net
Концепция модернизации дополнительного образования РФ «…дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе…»
Специфика основного и дополнительного образования Основное образование Ученик – «сосуд, который нужно наполнить» Принцип ученичества Ориентировано на социум Строгая обязательность образования Государственные требования Дополнительное образование «Зажигает детей как факел» Творчество детей Ориентировано на личность Свобода на всех этапах обучения Мобильность образовательных программ
. . Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Общекультурное Общеинтеллектуальное Социальное Определяются в каждом учреждении самостоятельно, с учетом имеющегося потенциала и ресурсов, с обязательной ориентацией на запрос.
Формы внеурочной деятельности экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики
Дополнительность – создание полноты и целостности (А. Ребера) Полнота –результат суммирования частей, как рядоположенных, так и не рядоположенных, но не противоречивых друг другу. Целое не получается суммированием частей, но развивается одновременно с обособлением частей по мере прогрессивного усложнения организации. Целостность - результат взаимной дополнительности противоположных частей. Степень полноты? Степень целостности? (целей, содержания, методов, форм образования)
Интеграция общего и дополнительного образования Представляет возможности выстраивания ребенком собственной, индивидуальной траектории Индивидуального образовательного модуля
Модели организации дополнительного образования детей в ОУ Модель внеструктурная(предметно-кружковой деятельности) Модель культурно-досуговой деятельности Модель взаимодействия образовательной школы с учреждениями дополнительного образования детей Модель учебно-воспитательных комплексов (УВК)
Работа на уроках в классе Внеурочные = внеучебные= занятия Работа по выполнению домашних уроков Учреждения ДО детей Учебный процесс ГПД В-У занятия Дополнительные учебные программы Педагоги – руководители творческих объединений Внешкольное образование Школьное образование Школьное дополнительное образование
Сеть – совокупность индивидуальных и коллективных субъектов социума, образовательных учреждений (организаций) разных типов и видов, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления Образовательная сеть - совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Сетевое взаимодействие - инструмент, адекватный решаемой задаче эффективного позиционирования инновационных образовательных программ в широких образовательных и иных сообществах с целью расширения ресурсного обеспечения
Модель интеграции
Вариации на тему ИНТЕГРАЦИИ….. Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.) Внутренняя интеграция основного и дополнительного в образовательном пространстве города (территории) Внутриведомственная интеграция в дополнительном образовании Внешняя интеграции основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей Внешняя интеграции основного и дополнительного в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.) Внешняя интеграции основного и дополнительного в образовательном пространстве города (территории) Межведомственная интеграция в формировании системы космического образования России
Основное образование
Дополнительное образование
Модель интеграции Основное образование Дополнительное образование