Научно-методический потенциал педагога дополнительного образования Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник ФГНУ ИППД РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» (Чарльз Дарвин)
* Образование является ведущим институтом государства и общества по предоставлению личности возможностей развития посредством различных образовательных систем.
Инновационность - характеристика современной образовательной системы Основополагающими понятиями образовательной инноватики являются следующие: образовательная новация (новшество) – средство, вводимое в образовательную систему с целью ее обновления, качественного изменения или модернизации (содержание нового); образовательное нововведение – процесс введения новых средств, направленных на изменение образовательной системы (процесс введения нового); образовательная инновация – все виды деятельности по созданию и внедрению новаций (новшеств).
Главная задача современного дополнительного образования детей - создать ребенку условия для саморазвития, самореализации, самоорганизации, творчества, помочь в жизненном и профессиональном самоопределении. Для решения этой задачи инновационная деятельность в системе образования становится актуальной, но, как и любая деятельность в педагогике, она невозможна без непосредственного участника - педагога.
В науке и практике развитие инновационного потенциала педагогических работников является одной из актуальных проблем образования.
Главным достоинством дополнительного образования детей является то, что оно инновационно, оперативно откликается на постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные запросы общества. Здесь предоставляется широкий спектр вариативных программ для практически любой образовательной области, ориентированных на глубокую исследовательскую и творческую работу с детьми и готовых к коррекционной работе с теми, кто в этом нуждается.
Эволюция сферы дополнительного образования детей связана с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности, что на практике предусматривает необходимость организации условий для наиболее полной реализации инновационного потенциала педагога дополнительного образования.
Инновационный потенциал педагога дополнительного образования интегральная характеристика профессионально-личностных качеств, включающая творческую мотивацию, активность, способность к самореализации, самоорганизации в условиях различных нововведений, профессиональную и методологическую компетентность, которые в совокупности позволяют эффективно генерировать, продуцировать, проектировать новые представления, подходы, идеи и реализовать их в различных видах и формах педагогической инновационной деятельности в сфере дополнительного образования детей.
Различение понятий «новация» и «инновация» /по Слободчикову В.И/ Критерии Новация Инновация Масштаб целей и задач Частный Системный Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий Научный контекст Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки Характер действий (качество) Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат
Критерии Новация Инновация Характер действий (количество) Ограниченный по масштабу и времени Целостный, продолжительный Тип действий Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике Реализация Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Новизна Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Последствия Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
5 смыслов инновации Изменение психологического климата в организации дополнительного образования, которое обусловлено новыми целями и ценностями образования Внедрение и распространение разработанных педагогических систем Разработка новых технологий проектирования, управления и обучения в образовательных организациях, занимающихся инновационной деятельностью, вынужденных постоянно преодолевать возникающие противоречия Втягивание инновационными образовательными организациями в свою орбиту новых финансовых, информационных, социокультурных структур и механизмов Педагогическая деятельность приобретает характер устойчивой творческой деятельности и оказывает положительное влияние на все компоненты образовательного (воспитательного) процесса
Инновационные механизмы развития дополнительного образования детей включают: создание творческой атмосферы, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам; создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений; инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки; интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Инновационная деятельность и ее процесс в сфере дополнительного образования детей во многом зависят от инновационного потенциала педагога дополнительного образования
Развитие инновационной деятельности педагога дополнительного образования является одним из стратегических направлений в современном дополнительном образовании детей. Решение этой задачи имеет особо важное значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами-исследователями.
Инновационный потенциал педагога дополнительного образования: творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах; открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления; культурно-эстетическая развитость и образованность; готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов; развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
Готовность педагога к инновационной деятельности: сформированность необходимых для этой деятельности личностных качеств (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и сформированность специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
В контексте содержательной трактовки дополнительного образования детей необходимо исходить из того, что ключевой фигурой сферы дополнительного образования детей является педагог. Дальнейшее реформирование образовательной системы дополнительного образования детей в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит как от профессионального уровня педагогического корпуса, так и от степени заинтересованности и участия каждого педагогического работника в развитии инновационной деятельности в дополнительном образовании детей
Инновационная культура это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.
Проблема научно-методического потенциала педагога дополнительного образования: актуализация проблемы развития современного дополнительного образования детей; инициирование и поддержка процесса разработки научно-методических материалов для сферы дополнительного образования детей; развитие творческого потенциала дополнительного образования детей; создание базы данных о научно-методическом и инновационном потенциале системы дополнительного образования детей в регионах России
Сюда также включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в дополнительном образовании детей.
Инновационный научно-методический потенциал педагога дополнительного образования раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Заметную роль в процессе преобразования играют педагогические коллективы образовательных организаций дополнительного образования, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности.
Педагог дополнительного образования должен быть в постоянном развитии: пополнять знания и повышать свою профессиональную компетентность.
Педагогическая деятельность определяется не только наличием профессиональных знаний, развитых способностей к общению, эмпатии и рефлексии. Для педагога очень важно обладать потребностью и способностями к саморазвитию, самовоспитанию и самоорганизации. Верно гласит древняя мудрость: «Кто не движется вперед, тот отстает».
Виды научно-методической продукции концепция, инновационный проект, учебник, учебное пособие, учебно-методический комплекс научно-методическая разработка, инновационная образовательная программа технология.
Система российского образования на современном этапе развития претерпевает значительные изменения. Меняются приоритеты в образовании, структура и содержание образования, вводятся новые образовательные стандарты
В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становится главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству.
Качество образования определяется уровнем инновационного потенциала педагогического коллектива, научно-методического потенциала педагога
Именно инновационная деятельность образовательных организаций рассматривается обществом и государством в качестве основы для повышения качества образования и конкурентоспособности образовательной организации.
Инновационный потенциал педагога дополнительного образования совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов
Политика модернизации дополнительного образования детей Цель политики модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий для активного включения детей и молодёжи в социально-экономическую, политическую, научно-техническую, культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности человеческих ресурсов. Изменения в системе дополнительного образования детей должны базироваться на системных научно-методических ориентирах с чёткой направленностью на повышение качества образовательной деятельности.
Педагогический и методический инструментарий К традиционным моделям обеспечения профессионального роста педагогических кадров относятся: - система постоянно действующих семинаров по актуальным проблемам развития системы дополнительного образования; - система проблемных семинаров, организованных на основе изучения образовательных потребностей и затруднений; - научно-практические конференции; - сетевые методические объединения по направлениям и видам деятельности дополнительного образования детей; - тематические методические недели и методические дни; - школа педагогического мастерства; - круглые столы, мастер-классы, педагогические гостиные - методические консультации: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Инновационные формы развития профессиональной компетенции педагогических кадров Интернет-сайт играет важную роль в создании эффективного единого информационного пространства системы дополнительного образования детей, выступает в качестве базы новых педагогических методологий, в частности мультимедийным средством для дистанционного повышения педагогического мастерства, диссеминации инновационного опыта учреждения дополнительного образования. Ежегодное проведение в электронном режиме тарификации – мониторинга педагогических кадров с целью: - контроля соответствия учебной нагрузки детей требованиям СанПиНа; - контроля соответствия содержания и оформления программ дополнительного образования детей примерным требованиям Минобрнауки РФ; - создания базы данных ( кадры, воспитанники, тематическое наполнение, нормативно-статистические данные)
Инновационные формы Создание стажёрских площадок на базе опорного учреждения дополнительного образования как ресурсной базы ( кадровой, информационной, научно-методической) Аудиторская методическая помощь или проведение дней «ДРК»(диагностика, регулирование и коррекция ) ! Отличие аудиторской методической помощи от проведения дней «ДРК» заключается в следующем: - АМП проводится по плану или по заявке УДО, она может быть комплексной или целевой, фронтальной, проходит в течение одного или нескольких дней – по итогам пишется аналитическая справка. - «ДРК» проводится в соответствие с приказом органа управления образования. Срок проведения – один день, по итогам составляется акт с указанием недостатков и сроком их исправления. Проведение смотра-конкурса кабинетов с целью создания и развития информационно-методических ресурсных кабинетов, ресурсных лабораторий по видам деятельности дополнительного образования детей
Инновационные формы Публичный доклад является средством обеспечения информационной открытости и прозрачности учреждения, широкого информирования общественности о деятельности образовательного учреждения, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития. Доклад позволяет обеспечить: - удовлетворение информационных запросов заинтересованных целевых групп; - осознание целей собственной деятельности образовательного учреждения; - контроль качества образовательных результатов; - Формирование доверия, обеспечение поддержки, стимулирование активности участников образовательного процесса и социальных партнёров; - учёт существующих и динамично меняющихся потребностей личности и общества; - последовательное развитие образовательной среды ( по форме И содержанию)
Технология планирования работы учреждения дополнительного образования Стратегические задачи: - обеспечение современного качества и эффективности развития двухуровневой системы дополнительного образования детей; -Создание условий и механизмов устойчивого развития системы в целях сохранения и развития социокультурной среды и информационного пространства. Приоритетные направления (точки роста): 1. обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей через: - внедрение в образовательную деятельность информационно-коммуникационных и инновационных технологий; - Разработку и реализацию целевых социокультурных (досуговых) программ, обеспечивающих духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодёжи; - исследование, обобщение и трансляция опыта работы по эксперименту; - развитие семейных форм организации социокультурной деятельности детей; - развитие музейно-педагогической деятельности
Формы презентации деятельности организаций дополнительного образования детей Конкурсы Гала-концерты Ассамблеи Вечера Гостиные Церемонии Соревнования Походы Слёты Выставки Сессии Турниры Экскурсии Экспозиции Творческие мастерские Мастер-классы Семинары-практикумы
* Обязательным элементом совершенствования организации любой системы, в том числе образовательной системы, является модернизация управления ею, поэтому обновление управления в каждой ОС необходимо для совершенствования систем воспитания, обучения, социально-психологического развития и педагогического сопровождения личности.
* Проблемы обновления управления ОС постоянно находятся в поле зрения ученых и педагогов-практиков. Вместе с тем такие идеи, как демократичность, творческий подход и возможность выбора способов и приемов управления, заложенные еще в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др., недостаточно реализованы.
* В общепризнанном комплексе управленческих функций, выделяемых теоретиками и практиками управления, наряду с мотивацией, организацией, регулированием, особое место занимают функции анализа, прогнозирования, контроля, особенно их контрольно-аналитико-прогностическое (далее КАП) объединение, недооценка каждого аспекта из которых деформирует результат управления, превращает ситуацию в неуправляемую. Выделение этого звена функций, составляющего суть экспертирования ОС, важно потому, что оно в такой взаимосвязи не вызывает у педагогов любого ранга традиционной «аллергии» на контроль.
* Анализ управленческой практики позволяет констатировать, что существующая модель изучения результатов ОС не способствует получению целостной характеристики образовательной ситуации, для нее характерны аспекты авторитарной педагогики:
* случайно-фрагментарные проверки, проводимые педагогами, не подготовленными к выполнению микроисследований; изучение только некоторых элементов ОС, а распространение обобщенной информации на всю ОС; отсутствие объединения усилий педагогических коллективов ОС, специалистов управления образованием, научных работников, родительского актива; недостаток времени для эволюционного созревания оценочных мнений об успешности результатов работы ОС; отсутствие учета закономерностей деятельности по анализу и обобщению педагогического опыта; итоговое заключение не ориентирует на моделирование и оценку потенциальных возможностей коллективов; оценка результатов работы ОС проводится одним и тем же составом комиссии, независимо от их вида и специфики; изучение работы ОС основывается на случайном наборе «памяток по проверке»; нечеткая критериальная программа экспертов предопределяет возможность неоднозначного суждения об одном и том же объекте проверки; отсутствие анализа документов и материалов, уже имеющихся в совместном информационном банке ОС и отдела образования удлиняет, и усложняет работу экспертной комиссии.
* Педагогическая экспертиза - рассматривается как совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе) (В.И. Зверева и B.C. Черепанов); - процедура, при которой определяется соответствие данного явления некоторым нормам, известным эксперту (А.Н. Тубельский); - рефлексия практики, что предполагает участие в конструировании происшедшего, выявлении существенного (О.С. Анисимов). Педагогическая экспертиза
* В целом педагогическая экспертиза понимается как совокупность взаимосвязанных процедур, требующих: изучения ситуации на основе нормативных и специальных знаний; анализа и обобщения результатов как основ перехода от ситуационного взгляда на происшедшее к существенному; выработки коллективного мнения о результатах деятельности экспертируемого объекта; как надстройка над практикой эмпирической рефлексии, конструирование происшедшего; исследование педагогических подсистем ОС, интегративные результаты которых отличаются от определенного норматива.
* При экспертизе научно-методический продукт оценивается по следующим критериям: научный уровень; актуальность данной программы (востребованность территориальная, запрос со стороны детей и родителей на данное направление подготовки; соотношение её с другими программами данного направления, действующими в образовательных учреждениях; преемственность и согласованность её с программами общеобразовательного учреждения; взаимосвязь целей и задач; реализация в них идеи гармонического развития личности, его творческих сил и способностей; воспитание потребности в самообразовании; полнота и технологичность программы (доступность для использования в педагогической практике); общепедагогические принципы и специфические закономерности изучения: систематичность, доступность, динамичность и стабильность, связь теории с практикой.
Ожидаемые результаты: Организационно и научно-методическое сопровождение системы дополнительного образования, обеспечивающей эффективность процесса персонализированного обучения, воспитания, развития социализации ребёнка Создание методической системы повышения профессионального мастерства педагогических кадров системы дополнительного образования, отработка критериев личностно-профессионального педагога с учётом особенностей образовательной деятельности, основной профессии, личностного потенциала, творчества педагога, его инновационного методического мастерства и результатов влияния на личность ребёнка Создание информационно-коммуникационных банков данных муниципальной системы дополнительного образования детей Обеспечение целевой поддержки инновационных исследований, разработок в области дополнительного образования детей
Критерии результативности –целевые показатели и индикаторы системы дополнительного образования детей Сохранность контингента (%, доля) Развитие образовательных и социокультурных направлений деятельности (%, доля) Внедрение современных образовательных технологий (%, доля) Долгосрочные ( модульные) программы (%, доля) Индивидуализация, персонификация (%, доля) Информатизация (%, доля) Дистантное обучение (%, доля) Кадровый потенциал (%, доля) Конкурентоспособность (%, доля) Инвестиционная привлекательность (%, доля) Участие детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях разного уровня (%, доля) Наградная культура (%, доля)
* На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов: к организации и содержанию дополнительного образования детей; интеграции дополнительного и других сфер образования, культуры и спорта; взаимодействия дополнительного образования с семьей, общественными организациями и СМИ; делается акцент на эффективности процессов социализации, индивидуализации личности воспитанника.