РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ Председатель Аккредитационного совета АИОР д.т.н., профессор Чучалин А.И.
Задачей государственного масштаба становится подготовка в вузах страны специалистов в области техники и технологий, способных к инновационной инженерной деятельности, развитию национальной промышленности, обеспечению позитивных изменений в экономике России и повышению ее глобальной конкурентоспособности.
Для отечественной высшей школы актуальным является повышение качества российского инженерного образования до уровня лучших мировых стандартов, обеспечение его международного признания, повышение конкурентоспособности и экспортных возможностей России на мировом рынке образовательных услуг.
Решение этих задач требует как распространения в вузах страны передового отечественного опыта инженерного образования, так и привлечения достижений ведущих зарубежных университетов для улучшения качества подготовки специалистов в области техники и технологий.
Необходима интеграция усилий высшей школы, науки, промышленности и бизнеса по совершенствованию отечественного инженерного образования, формированию современных требований к содержанию подготовки специалистов, их обеспечению и оценке качества на основе лучших мировых стандартов.
Решению указанных задач способствует деятельность АИОР по развитию национальной системы общественно-профессиональной оценки качества и аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в российских вузах на основе критериев и процедур, согласованных с соответствующими международными организациями.
Результатом этой деятельности с учетом мирового опыта может стать создание и международное признание национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, занимающихся всеми видами практической деятельности в области проектирования, производства и применения техники и технологий.
Деятельность Ассоциации инженерного образования России направлена на совершенствование подготовки специалистов в отечественных вузах и международное признание российских инженерных программ путем : присоединения к Washington Accord, активного участия в формировании общеевропейской системы аккредитации в рамках Болонского процесса (проект EUR – ACE).
В 2002 году АИОР и Министерство образования РФ заключили Соглашение о совместной деятельности по созданию и развитию в России национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий.
Ассоциацией были разработаны процедуры и критерии аккредитации, созданы Аккредитационный центр и Аккредитационный совет АИОР.
Процедура аккредитации Заключение договоров о консалтинге и об аккредитации Подача заявки в АЦ АИОР Самообследование программы Аудит программы комиссией экспертов Принятие решения об аккредитации
Структура Аккредитационного центра АИОР
Региональные отделения отделения Аккредитационного центра АИОР
Задачами Аккредитационного центра АИОР являются : - общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ высших учебных заведений России в области техники и технологий, - обеспечение гарантий личности и обществу высокого качества подготовки специалистов по аккредитованным образовательным программам, - информирование общества и заинтересованных организаций об аккредитованных образовательных программах российских вузов.
Функциями Аккредитационного центра АИОР являются : - проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в высших учебных заведениях России, - оказание методических, консалтинговых и информационных услуг вузам по совершенствованию образовательных программ в области техники и технологий,
Функциями Аккредитационного центра АИОР являются : - взаимодействие с государственными и общественными организациями, промышленными предприятиями и научными организациями с целью повышения качества подготовки специалистов в области техники и технологий, - международное сотрудничество с целью обеспечения мирового признания качества подготовки специалистов в области техники и технологий в ведущих российских вузах, повышение их профессиональной и академической мобильности.
Основными принципами общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ в высших учебных заведениях являются: - наличие четко определенных целей образовательных программ, согласующихся с миссией вуза и требованиями заинтересованных сторон, - существование в вузе действующей системы оценки достигаемых результатов обучения, - наличие системы непрерывного совершенствования образовательных программ и учебного процесса, - адекватность ресурсов, обеспечивающих реализацию образовательных программ.
Деятельность АИОР по общественно-профессиональной оценке качества инженерного образования и аккредитации программ технических вузов согласуется с действующим в России законодательством. Закон Российской Федерации « Об образовании » от 10.07.1992 г. в редакции 07.07.2003 г. определяет, что « К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся … государственная аккредитация образовательных учреждений и содействие их общественной аккредитации » ( ст. 37. п. 5 ).
Закон Российской Федерации « Об образовании » от 10.07.1992 г. в редакции 07.07.2003 г. уточняет, что « Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах » ( ст. 25 ).
Федеральный Закон « О высшем и послевузовском образовании » от 22.08.1996 г. в редакции 07.07.2003 г. поясняет, что « … Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций » ( ст. 8 ).
Критерии аккредитации АИОР распределяются по следующим разделам: - цели программы, - содержание программы, - студенты, - профессорско-преподавательский состав, - подготовка к профессиональной деятельности, - материально-техническая база, - информационное обеспечение, - финансовое обеспечение и административное управление, - выпускники.
Требования АИОР к качеству подготовки специалистов : - знать современные проблемы в профессиональной области, - формулировать и решать инженерные задачи, - проектировать системы, их компоненты или процессы в соответствии с поставленными задачами, - осознавать профессиональные и этические обязанности инженера, - иметь широкую эрудицию, необходимую для понимания глобальных и социальных последствий инженерных решений.
Требования АИОР к качеству подготовки специалистов : - применять естественнонаучные, математические и инженерные знания, - применять современные методы, необходимые для инженерной деятельности. - планировать и проводить эксперимент, анализировать и интерпретировать данные, - работать в коллективе по междисциплинарной тематике и эффективно общаться, - понимать необходимость непрерывного самосовершенствования и постоянно учиться.
В 2003 году Аккредитационный центр АИОР с использованием разработанных критериев выполнил первую «пилотную» аккредитацию 12 образовательных программ подготовки бакалавров в шести ведущих российских технических университетах: Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова (АлтГТУ) Красноярском государственном техническом университете (КГТУ) Таганрогском государственном радиотехническом университете (ТРТУ) Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете (ЛЭТИ) Московском государственном институте электронной техники (МИЭТ) Томском политехническом университете (ТПУ)
Для участия в « пилотной » и последующей аккредитации были приглашены в качестве наблюдателей представители аккредитующих организаций стран-участниц Вашингтонского соглашения — Accreditation Board for Engineering and Technology (США), The Institution of Engineers Australia (Австралия), Japan Accreditation Board for Engineering Education (Япония), Engineering Council of South Africa (ЮАР), Canadian Engineering Accreditation Board ( Канада ), а также Министерства образования РФ.
Московский институт стали и сплавов (МИСиС) Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (МИРЭА) Казанский государственный технологический университет (КГТУ) Иркутский государственный технический университет(ИрГТУ) Томский политехнический университет (ТПУ) Трехгорный технологический институт филиал Московского инженерно-физического института (ТТИ МИФИ) В 2004 году прошли аккредитацию 11 образовательных программ подготовки дипломированных специалистов и одна программа подготовки бакалавров в шести вузах:
Московский энергетический институт (МЭИ) Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (МИРЭА) Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнАГТУ) В 2005 году готовятся к прохождению аккредитации 12 образовательных программ подготовки дипломированных специалистов и 2 программы подготовки бакалавров в пяти вузах:
Подали заявки на аккредитацию в 2005 г. 11 образовательных программ четыре вуза: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (МИРЭА) Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ) Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт (КемГСХИ)
Планируется, что в ближайшие пять лет общественно-профессиональную аккредитацию АИОР получат лучшие программы подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров в области техники и технологий, но не более 5-10 % от общего количества инженерных программ, реализуемых в каждом вузе, обратившемся за аккредитацией.
Деятельность АИОР по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, по существу, является оценкой высшего инженерного образования как общественно значимого результата и способствует подготовке элитных специалистов для российской экономики, соответствующих мировому уровню.
Аккредитационный центр АИОР готовит соответствующие материалы и заявку на присоединение России к Washington Accord на очередном саммите организации в 2005 году.
Ассоциация инженерного образования России участвует в консорциуме, выполняющем проект EUR-ACE ( EURopean ACcredited Engineer ), финансируемый Европейской Комиссией в рамках Болонского процесса.
Целью проекта является разработка к очередной встрече Министров образования стран-участниц Болонского процесса в г.Бергене (Норвегия) в 2005 году предложений по созданию общеевропейской системы аккредитации инженерных программ в вузах.
В выполнении проекта принимают участие авторитетные международные инженерные организации, такие как SEFI, CESAER, EUROCADRES, ENQHEEI, а также ряд национальных аккредитующих агенств ведущих европейских стран: ASIIN (Германия), CTI (Франция), ECUK (Великобритания), CoPI (Италия) и другие.
Выработка общих критериев оценки качества инженерного образования, Апробация согласованных требований в ряде стран Европы путем проведения «пилотной» аккредитации образовательных программ, Корректировка и совершенствование критериев оценки качества, Повторное тестирование системы и подготовка отчета. Основные этапы выполнения проекта
В настоящее время в рамках проекта уже разработаны Стандарты и Процедуры аккредитации инженерных программ (EUR-ACE Standards and Procedures for the Accreditation of Engineering Programmes) на двух уровнях, соответствующих программам первого (FC Graduate) и второго ( SC Graduate) циклов подготовки специалистов.
Разработанные EUR-ACE Standards and Procedures for the Accreditation of Engineering Programmes в начале 2005 года планируется тестировать в 10 – 12 странах Европы, включая Россию, результаты тестирования рассмотреть в EUROCADRES, ENQHEEI, CLAIU, CESAER, обсудить с участием международных экспертов на заседании International Advisory Board и доработать.
Участие в проекте EUR-ACE Ассоциации инженерного образования России является важным фактором успешного вхождения нашей страны в Болонский процесс. Аккредитационный центр АИОР готовится к приведению своих критериев и процедур оценки образовательных программ в области техники и технологий российских вузов в соответствие с EUR-ACE Standards and Procedures for the Accreditation of Engineering Programmes.
Министерством образования и науки РФ, Федеральным агенством по образованию, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Торгово-промышленной палатой РФ, Академией инженерных наук Ассоциация инженерного образования России расширяет и углубляет сотрудничество с отечественными, зарубежными и международными заинтересованными организациями:
World Federation of Engineering Organizations, WFEO European Federation of National Engineering Associations, FЕANI, European Association for Engineering Education, SEFI, Еuropean Standing Observatory for the Engineering Profession and Education, ESOEPE , European Network for Quality of Higher Engineering Education for Industry, ENQHEEI.
Спасибо за внимание!