Формы представления студентами достижений и способы оценки освоения компетенций в воспитательной работе
Необходимость создания системы Объективные факторы Специфика ФГОС ВПО: создание условий для формирования общекультурных компетенций; ориентация на самостоятельную деятельность студентов; ориентация на единство учебной и внеучебной деятельности Требования современного социума Изменения, происходящие в социальном портрете абитуриента
Необходимость создания системы Субъективные факторы Студенты: формирование объективной самооценки необходимость повышения мотивации Преподаватели: создание эффективного инструментария необходимость повышения мотивации
Предпосылки создания системы Общие: 1) ФГОС ВПО 2) документы, определяющие молодежную политику и регламентирующие деятельность молодежных организаций
Предпосылки создания системы Частные: 1) Специфика деятельности студентов при освоении той или иной ООП 2) Особенности студентов, обучающихся по той или иной ООП: сформированность системы потребностей в социально значимой внеучебной деятельности; особенности мотивации на учение и социально значимую внеучебную деятельность; сформированность умений и навыков самостоятельной деятельности 3) Особенности профессорско-преподавательского состава
Принципы проектирования и реализации системы Систематичность и последовательность Адекватность: формам активности и деятельности выбранным направлениям (приоритетным и рекомендуемым) потребностям и возможностям студентов Постепенного включения Соответствие содержанию общекультурных компетенций Взаимного дополнения
Выделение оснований для типизации форм необходимость всестороннего учета любых достижений студентов во внеучебной деятельности; необходимость учета сформулированных в ФГОС общекультурных компетенций и их связи с формами предъявления достижений; необходимость учета выделенных направлений социально значимой деятельности студентов и специфики проектов, реализуемых в рамках этих направлений; необходимость учета возможных способов оценки предъявляемых достижений.
Типизация форм По цели организации По степени проявления компетенций По широте использования По способу оценки результата
По цели организации Непосредственные Выставка Фестиваль Конкурс Соревнование Публичная защита Концерт Представление Показательное выступление Музей … Опосредованные Творческая встреча Ярмарка Тематический стенд Поход Конференция Практика Семинары Стажировки …
По степени проявления компетенций Общие Публичная защита Творческий отчет Выставка Самопрезентация с использованием средств мультимедиа … Частные Спартакиада Концерт Тематический стенд …
По широте Универсальные Фестиваль Конкурс Смотр Творческий отчет Тематический стенд … Узкие Выставка Олимпиада Спартакиада Концерт …
По способу оценки результата Непосредственная Спартакиада Турнир … Коллективная Командный турнир Концерт … Количественная Олимпиада Чемпионат … Отсроченная Конференция Концерт Ярмарка … Индивидуальная Самопрезентация Спартакиада … Качественная Выставка Музей Концерт …
Расстановка приоритетов Основная цель – формирование компетенций Основная цель – становление личности и содействие раскрытию ее внутреннего потенциала Основная цель – реализация выбранных направлений Основная цель – единство учебной и внеучебной деятельности
Пути построения системы форм 1 путь – от компетенций 2 путь – от возможных способов демонстрации каждым студентом своих достижений 3 путь – от направлений и проектов Направления – проекты – форма представления результата – форма оценки – способ оценивания – способ фиксирования результата – учет и поощрение 4 путь – от системы учета и поощрения
Принципы организации системы учета и поощрения Непрерывность Систематичность Открытость Дифференцированность Персонифицированность Взаимосвязь с формами представления достижений
Типизация форм поощрения Материальные Надбавки к стипендии Денежная премия Подарок Перевод на бюджетное место Оплата расходов Индивидуальные Грамота Благодарственное письмо (студенту или родителям) Удостоверение Рейтинговые баллы … Нематериальные Вещественные (грамота, письмо, удостоверение) Моральные (благодарность по факультету, баллы) Публичные Вынесение на доску почета Объявление благодарности Вручение грамоты, диплома, удостоверения и т.д. …
Типизация форм поощрения Разовые Грамота, диплом Подарок Денежная выплата … Единичные (за конкретное мероприятие) сертификат, Грамота, диплом Подарок, премия … Систематические Надбавка к стипендии … Итоговые (за определенный период) Занесение на доску почета Вынесение благодарности Общественный аттестат …
Выбор форм поощрения Приоритеты воспитательной деятельности Специфика деятельности по направлениям и проектам Особенности студентов Условия реализации ООП
Интегрированные формы учета достижений Портфолио – как коллекция и как процесс Технологическая карта участия Зачетная книжка Электронная технологическая карта
Портфолио Достоинства: - полнота представления участия студента в различных видах социально значимой деятельности; - возможность систематического учета участия студента … Недостатки: - сложность в обработке и выявлении конечного результата; - сложность в выделении критериев для поощрения; - при отсутствии мотивации у студента вся работа ложится на преподавателя
Технологическая карта участия Достоинства: - возможность для студента самоорганизации и планирования участия во внеучебной деятельности; - систематичность; - простота представления конечного результата (наглядность – все на одной странице); Недостатки: - при отсутствии мотивации у студента вся работа ложится на преподавателя
Зачетная книжка Достоинства: - систематичность; - сравнительная простота представления конечного результата Недостатки: - при отсутствии мотивации у студента вся работа ложится на преподавателя
Общие недостатки трудоемкость; громоздкость; может потеряться; ответственность за заполнение ложиться на студента; сложность в подведении итогов
Электронная технологическая карта Достоинства - систематичность; - отсутствие бумаг, но при желании можно вывести на печать любую информацию; - автоматический подсчет количества баллов участия и возможность вывода рейтинга: в группе; на курсе; на факультете; - относительно низкая трудоемкость (заполняется представителями группы – инициативной группой); - наглядность оперативность предъявления информации. Недостатки - вопрос о достоверности содержания и результатов
Вариант реализации ЭТК Анкета Итоговая таблица
Условия эффективного использования ЭТК наличие воспитательной деятельности на факультете мотивированность студентов на участие во внеучебной деятельности наличие системы информирования студентов и преподавателей организация инициативной (или административной) группы создание условий для непрерывности заполнения
Общая схема работы с ЭТК 1 этап. Информирование 2 этап. Регистрация студентов (обеспечение доступа в различных режимах) 3 этап. Заполнение и получение информации 4 этап. Подведение промежуточных итогов (по месяцам? полугодиям? за год?) и поощрение
Спасибо за внимание!