Проектная деятельностьстудентов Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляютсяв результате активного участияхотя бы в самой маленькойпоисковой исследовательской работе.А.Н. Колмогоров
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Классификация творческих работ: Проблемно-реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательныеИсследовательские
Ученик должен обладать определенными компетентностями:Умение работать с рекомендованной литературой Умение критически осмысливать материал, представленный в книге Умение чётко и ясно излагать свои мысли
Педагог тоже должен обладать определенными компетентностями: должен быть творческой личностью; должен постоянно заниматься самообразованием;Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности;Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося;Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.
Проблемы исследовательской работы :Практическое использование полученных результатов;Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело;Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.
Основные моменты исследования:ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.ТЕМА отражает характерные черты проблемы.ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Этапы работы над научным исследованием:Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Сравнительная таблица характера традиционной и исследовательской деятельности
Литература:1. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149.2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. - М.: Дрофа, 2005. - С.68-69.3. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. - Новосибирск: Наука, 2005. - 308 с.