Рабочие программы дисциплин и практик: о проблемах формирования пакета ООП Сундиева А.А. 900igr.net
В презентации использованы материалы примерной ОПП по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», материалы, размещенные на сайте УМО РГГУ, а также Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов
Цель данной презентации: Обозначить важнейшие проблемы, которые возникают при проектировании рабочих программ дисциплин и практик. Предложить некоторые пути решения, опробованные при проектировании ООП по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
В ООП ВПО должны быть приведены: рабочие программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин, как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента; рабочие программы учебных и производственных практик.
Проблема №1 Большой объем работы – в короткие сроки
Вывод: начинать необходимо немедленно! Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик составляют содержательный базис ООП ВПО и наиболее трудоемкую в разработке совокупность составляющих ее программных документов.
Исходные данные для процесса проектирования: действующие рабочие программы дисциплин и практик; ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки; компетентностная модель выпускника ВУЗа по соответствующему направлению подготовки; компетентностно-ориентированный учебный план; общая структура макетов рабочих программ дисциплины (модуля), практик.
В процессе проектирования: Действующие рабочие программы дисциплин и практик ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки Компетентностная модель выпускника ВУЗа и компетентностно-ориентированный учебный план Общая структура макетов рабочих программ дисциплины (модуля), практик Перенастраиваются Задает параметры проектирования Уточняются и достраиваются Берется за основу
Проблема №2 Убедить авторов программ в том, что «перенастраивание» имеет принципиальное значение и не ограничивается «косметическим» редактированием
Вывод: необходимо вовлечение педагогов в процесс проектирования, координация усилий Стандарты третьего поколения стандартизируют результат образования, а не его содержание
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик: достраиваются в части ожидаемых результатов образования; переосмысливаются с точки зрения методов достижения и оценки запланированных результатов образования.
Результаты образования – это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать учащийся по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ОПП в целом)
Структура программы: Цели освоения дисциплины Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата/магистратуры Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Структура и содержание дисциплины Образовательные технологии Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации… Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
Проблема №3 Необходимо овладеть современными методами проектирования программ
Способ решения проблемы: КПВ, самообразование, обмен опытом
Описание результатов как достижение целевых норм: Знает… Умеет… Владеет… Необходимо: установить пороговый уровень; подобрать соответствующие глаголы; понимать, как мы этого достигнем; найти форму оценки результата.
Таксономия целей обучения Б. Блума Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знания
Метод оценки успешности обучения: Знание: Студент «знает», если умеет рассказать, показать, назвать, дать определение Студент должен описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому Подразумевает, что студент знания может применить, привести примеры и иллюстрации, решить задачу Понимание: Использование: (третий уровень) Анализ и синтез: Студент может представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать. Это уровень, на котором вырабатывается отношение студента к изучаемому материалу, формируется его субъектная позиция Оценка: Анализ подразумевает выделение частей, признаков, определение общего и различий. Синтез – это создание нового из имеющихся частей
Таксономия Блума неоднократно подвергалась критике различными учеными, поскольку в ней происходит смешение конкретных результатов обучения (знание, понимание, применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез…)
Пример проектирования: Вводная часть Отечественная история В результате обучения студент должен Знать: основные факты, явления и процессы, характеризующие… Уметь: Искать историческую информацию в источниках разного типа… Владеть: способностью критического осмысления общественных процессов и ситуаций… 3 ед. ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-13 Б.1.1/2 Б.1.1/4 Б.1.2/1 Б.1.1/1
№ п / п Наименование дисциплин (в том числе практик) О К - 3 О К - 4 О К - 5 О К - 6 О К - 7 О К - 8 О К - 9 О К - 1 0 П К - 1 П К - 2 П К - 3 П К - 4 П К - 5 П К - 6 П К - 7 П К - 8 П К - 9 П К - 1 0 П К - 1 1 П К - 1 2 П К - 1 3 П К - 1 4 П К - 1 5 П К - 1 6 П К - 1 7 П К - 1 8 Б.1 Гуманитарный, … цикл 60 Базовая часть 24 История 10 Философия 2 Иностранный язык 14 Археология 2 Вариативная часть, в т.ч. КПВ 36 Введение в профессию 2 1 2 3 4 5 + + + + + + + + + + + + + + +
Образовательные технологии: Предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги и пр.) в сочетании с внеаудиторной работой (встречи с работодателями, мастер-классы экспертов и специалистов)
Традиционные формы проведения занятий (например, лекции): Знание в готовом виде Инновационные, стимулирующие познавательную активность: игровые процедуры, дискуссии; неигровые процедуры: анализ конкретных ситуаций (метод кейсов) и др.
Могут быть использованы для формирования: Знаний: самостоятельный поиск информации, дискуссии, семинары, лекции, круглые столы,… Умений: лабораторные работы, практики, курсовые проекты, игровые процедуры, кейсы, исследовательские задания Навыков: эссе, рефераты, упражнения, кейсы, разыгрывание ролей, игровые процедуры, дипломные проекты
Средства и технологии оценки: контрольные работы; коллоквиумы; тестирование; зачет / экзамен; защита курсовых проектов; защита отчетов по практике и пр. …
Каким образом оценить достижение следующей компетенции: «Способен использовать на практике основы действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия…» Проявление компетенции: Способен требовать от руководства создания надлежащих условий для хранения музейных коллекций (ролевые игры – обучение; измерительные кейсы – оценка)
Кейс-измерители: Задание в виде описания практической проблемы, отражающей жизненную ситуацию. Нет однозначности решения. Может служить тестом навыков критического мышления
Необходимо: анкетирование студентов 1 курса! отзывы работодателей о работе выпускников за первые два года! Внимание к оценочным средствам вызвано тем, что стандартизируется результат, а не содержание образования.
портфолио - это индивидуальная папка студента, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за определенный период... Возрастает значение самооценки студента (учебное портфолио)
«портфолио» обучающихся «портфолио» работ «портфолио» отзывов «портфолио» документов зачетная книжка
Наименование компетенции: способен к инновационной деятельности Перечень компонентов: Технологии формирования Средства и технологии оценки Знает: имеет систему базовых знаний по специальности Умеет принимать решения и управлять инновационными проектами в условиях неопределенности Владеет опытом участия в реальном инновационном проекте Лекции, семинары, самостоятельная работа Ролевые игры, мозговой штурм… Научно-исследовательская практика Коллоквиум, тестирование… Экзамен, защита курсовых проектов Защита отчетов по практике