Актуальные технологии в историческом образовании. Современные требования к уроку истории
Структура деятельности
Учебная деятельность – организованная педагогом, целенаправленная активная деятельность учащегося по овладению им знаниями, универсальными умениями и компетентностямиКомпоненты:информационно-ориентационный операционно-исполнительский контрольно- коррекционный
Подходы к организации урока
Целеполагание А) цели учитель не предъявляет, но делает все, чтобы они достигались.Б) цели сообщаются ученикам (ребенок – субъект целеосуществления).В) цели ученик формулирует сам (сообщается только тема урока).Операционная постановка цели означает формулирование конкретного, измеряемого, определяемого качественными показателями желаемого результата; ясность способа определения соответствия цели и результата; определение времени достижения результата.
Информационный Соответствие отобранного содержания целям урока и уровню подготовки учащихся (задание по самостоятельному поиску информации под цели деятельности)Наличие четких инструкций по работе с информациейОбеспечение доступа к информации
Рефлекс ия Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) - 1) размышление, самонаблюдение. 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил. – с. 68Рефлексия – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.
Возраст становления рефлексии Дошкольный возраст (1.5 -7 лет): Эгоцентризм – оценка окружающих, формирование образа и стремление ему соответствоватьМладший школьник (7 – 10 лет) : Овладение интеллектуальной рефлексией в ситуации решения учебных задачПодросток (10-11 - 15 лет): период наиболее яркого развития и проявления рефлексии. Проявление личной рефлексии и познание мира через образ «Я». Особая эмоциональность, восприимчивость и ассоциативность. Самоидентификация - «КТО Я?»Юношеский возраст (15-16 – 21 год) : личностное и профессиональное самоопределение, проявление гражданских и личных качеств, ценностей в амплуа взрослого человека
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: представления о внутреннеммире другого человека и причинах его поступков, качество познания человека человеком ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: рефлексируются знания об объекте и способы действия с ним.ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: объектом являются собственные поступки, образы "Я" как индивидуальности, – процесс переосмысления "Я".КООПЕРАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: знания о ролевой структуре иорганизации коллективного взаимодействия.
Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков (Лао Цзы) ЧЕМ БОЛЕЕ РАЗВИТА РЕФЛЕКСИЯ, ТЕМ БОЛЕЕ ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН СТАТЬ САМ СУБЪЕКТОМ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КООПЕРАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ЦЕЛЬ РЕФЛЕКСИИ – АНАЛИЗ УЧАСТНИКАМИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностная рефлексия Что происходит? Что я делаю и почему? Что для меня важно? …самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие.
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ПРИНЦИПЫ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕН ИЯ Начинать с постановки целей и организации заданий, которые отвечают потребностям учащихся, побуждают к поиску, освоению информации и действий.Предоставить источники информации и средства для опробования действий.Обеспечивать самостоятельное освоение материалаОбеспечивать ученика текущей информацией о результатах свершаемых действий.Подводить ученика через анализ и обобщение результатов к суждениям о свойствах реальности.
Условия обучения рефлексии «Если я дам человеку рыбу, я накормлю его на один день. Если я научу его рыбачить, он сможет кормить себя всю жизнь»поощрение фиксации знания о незнании;внедрение идеологии сомнения и критики;внедрение идеологии знаковости, приучение учащихся усматривать за формой содержание («умение создавать знак есть отличительный признак умных, талантливых, творческих личностей»);внедрение идеологии плюрализма разных позиций.
РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ По предмету рефлексии: Содержательная рефлексия;Ценностно –смысловая;Рефлексия деятельностиПо организационным формам: КоллективнаягрупповаяиндивидуальнаяПо форме: Устная рефлексия;письменная;Графическая / символическаякинестетическая
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ - Технология критического мышления (методы работы с текстом) - метод проектов (проектная технология) - интерактивные технологии, т.д. - обучение школьников задавать себе вопросы, фиксировать знание о незнании («неоконченное предложение», «учебное затруднение», др..) - приемы, которые позволяют связать личный опыт с учебными текстами, - поощрение наличия собственного мнения, видения;(«Аналитическая таблица», «квадрат»«взаимооценивание работы в группе»), - демонстрация учителем рефлексии своей деятельности;
Социализация личности, формирование индивидуальной образовательной траектории на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, задействования личного опыта, развития критического мышленияРефлексивные технологии: МЕТОД ПРОЕКТОВ, ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ САМО – И ВЗАИМООЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, Т.Д.УЧИТЕЛЬ: Возможность осознанного выбора «поля деятельности» УЧЕНИК: Создание условий для осознанного выбора траектории развития и обучения
Технология развития критического мышления Основные цели занятия с применением технологии развития критического мышления:развитие критического мышления;развитие творческого потенциала будущего исследователя;развитие умений сотрудничать и работать в группе;развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;развитие умения решать учебные проблемы.Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии:информационные учебные тексты;повествовательные тексты;проблемные тексты.
Этапы реализации технологии развития критического мышления 1.Вызов. Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели. 2.Осмысление.Учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения3.Рефлексия.Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации. Выражают новые идеи собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «Толстые» вопросыОбъясните почему …?Почему вы считаете …?В чем различие …?Предположите, что будет если …?«Тонкие» вопросы Кто? Что? Когда? Где? Как?Может …? Будет ли …? Было ли …?Согласны ли вы …?Верите ли вы …?
Технология игрового обучения Основные задачи, реализуемые на уроках в рамках технологии игрового обучения:развитие и закрепление навыков самостоятельной работы;умение позитивно мыслить;организовать взаимодействие; принимать решение и организовывать его выполнение. Средства обучения, используемые на уроках в рамках технологии игрового обучения:система учебных проблем и подпроблем;учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность.
Этапы технологии игрового обучения 1 этап: введение в игру:определение содержания данной игрыанализ полученной информацииформирование игровых группраспределение ролей.2 этап: конструирование описания разрабатываемого объектаролевое общение в группахформатное описание объекта изучения. 3 этап: оценка результатов работы группобсуждение представленных презентаций-выступлений (дискуссия).4 этап: экспериментальная реализация представленных презентацийоценка деятельности игрокованализ игры.
Технология обучения на примере конкретных ситуаций Особенностью технологии обучения на примере конкретной ситуации является работа с сase studies (с «кейсами»), которая включает анализ или решение конкретных ситуаций по определенному сценарию. Этапы организации работы с кейсами:самостоятельная работа;«мозговой штурм» в рамках малой группы;публичное выступление (презентация решения) с представлением и защитой предполагаемого решения.Отличительные особенности технологии обучения на примере конкретной ситуации: работа в малых группах (3–5 человек);в сжатые сроки учащиеся должны провести анализ конкретной ситуации, принять решение, выработать рекомендации.
Подготовка кейсов на основе исторических документов Документально-методический комплекснаучно-методическая система разнообразных источников, вопросов и заданий к ним, объединенных общей целевой установкой и темой учебного занятия. В процессе обучения истории ДМК выступает как специально созданное учителем дидактическое средство для организации проектно-исследовательской деятельности школьников на семинарских и лабораторных занятиях (О.Ю. Стрелова).
Принципы составления ДМК Соответствие целям образованияНаличие противоречия в историческом материалеПривлечение разнотипных документовСоответствие возрасту учащихсяВозможности для освоения разных ролевых позиций по отношению к ДМК (современника событий, потомка, иностранца; женщины - мужчины; ребенка – взрослого и т.д.) Что-то еще?...
Этапы создания ДМК Определите цели использования ДМК (проблемный вопрос, который удастся разрешить с его помощью)Проведите анализ имеющихся источников и их первичный отбор в соответствии с целями (проблемой)Приведите подобранные источники в соответствие с принципами составления ДМКСоставьте предварительную структуру ДМК
Варианты структуры ДМК Однолинейная структура ДМКИсточник 1 Источник 2 Источник 3 Многоуровневая структура ДМКвариантИст.2 Ист.4 Ист. 5Ист.3 Источник 1Ист.6 Ист.7
Этапы создания ДМК Проверьте наличие атрибуции у каждого источникаОпределите, каких источников вам недостает Найдите недостающие источники (или оставьте место для последующего заполнения: «виртуальный» источник)Сформулируйте вопросы и\ или задания к источникам (репродуктивные, логические, проблемные или творческие, критические или аксиологические)Проведите экспертизу полученного ДМК и возможности для его доработки
Спасибо за внимание! Работайте с удовольствием!