Педагогический проект Формирование информационной культуры младших школьников в процессе обученияЛогачева Татьяна Васильевнаучитель начальных классов ТОГБООУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат»
«… только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой». Ш. Амонашвили
Правительственная стратегия модернизации образования предполагает переход российской школы на компетентностный подход. В структуре ключевых компетентностей одной из важнейших является компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Я считаю, что особую значимость задача формирования информационной культуры обретает в начальной школе как важном этапе познавательного развития личности
Противоречия между: огромным потоком информации и ограниченностью человеческих возможностей к ее восприятию;современными требованиями к информационной грамотности и традиционным содержанием образовательных программ;задачами, которые ставятся в федеральных целевых программах по информатизации образования, и отсутствием целостной государственной концепции информационного образования и формирования информационной культуры младших школьников.
Проблема При поступлении в школу-интернат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют недостаточный уровень развития навыков работы с различными источниками информации, отличаются социальной пассивностью, низким уровнем развития познавательной деятельности.
Цель проекта: Создание наиболее благоприятных условий для формирования информационной культуры на уроках в начальной школе.
Задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме формирования информационной культуры у младших школьников; создать оптимальные условия для развития у обучающихся начальных классов умений искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты; совершенствовать приемы работы с различными источниками информации;способствовать овладению обучающимися прочными и глубокими знаниями через использование ИКТ;проанализировать результаты по формированию информационной культуры у младших школьников
Гипотеза проекта: Если использовать разнообразные средства формирования информационной культуры, то обучающиеся будут способны осуществлять взаимодействие с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение
Новизна: В формировании информационной культуры в настоящее время преобладает моно – дисциплинарный подход, который сводится либо к обучению основам библиотечно – библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой. Новизна проекта заключается в комплексном использовании всех перечисленных средств в формировании информационной культуры обучающихся начальных классов в условиях интернатного учреждения.
Время реализации проекта: 2010– 2011г. г. Целевая группа проекта: обучающиеся 2 классаУчастники проекта:учитель начальных классов, школьный психолог, библиотекарь.
Объект исследования:процесс формирования информационной культуры у младших школьниковПредмет исследования:методика развития информационной культуры у младших школьников в процессе обучения
Реализация проекта I этапПодготовительныйЗАДАЧИ:1. Определить цель и задачи проекта, выделить предмет и объект исследования, спланировать предстоящую деятельность.2. Подготовить программно-методическое обеспечение. 3. Изучить методическую литературу.СРОКИ:2010-2011 учебный год15-30 дней в начале учебного года
II этапОсновной (практическая деятельность по реализации проекта)ЗАДАЧИ:1. Наблюдать за процессом обучения, проводить анкетирование, беседы. 2. Использовать ИКТ в учебном процессе. 3. Анализировать промежуточные результаты.СРОКИ:В течение 2010-2011 учебного года
III этапКонтрольно-оценочныйЗАДАЧИ:1. Обработать полученную информацию, соотнести полученные результаты с поставленной целью и задачами.2. Осуществить анализ результатов работы над проектомСРОКИ:15-30 дней в конце 2010-2011 учебного года
Ожидаемые результаты
Формы, приемы, технологии, использованные преподавателем в обучении для решения проблемы:
Источники информации
Печатные учебникиЭлектронные учебники
Формы применения ИКТ
Механизмы оценки результатов
Уроки с применением ИКТ
Тематические презентации
Проект ученика 2 класса ТОГБООУ «Красносвободненская санаторная школа – интернат» Логачёва Вадима
Без таких друзей , друзья!Нам ни как , ни как нельзя! ПроектУченицы 3 класса: Аршинниковой ДарьиРуководитель проекта: Логачева Т.В.
Механизмы оценки результатов
Критерии результативности проектаВлияние ИКТ на мотивацию обучающихся
Показатели качества знаний по предметам
Распространение опыта Выступления на методическом объединении учителей начальных классов, педагогическом совете школы, открытые урокиПубликации на сайтах : www.prochkolu.ru; www.it-n.ru, www.pedsovet.org, на сайте школы- www.kasvobshin.68edu.ru.
Информационные ресурсы:■ Екшимбаева Н. А. Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения.// Уроки в школе. – 2006. ■ Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. М.: Интернет – Университет Информационных Технологий, 2006.■ Понарин А. Н. Понятие «учебная деятельность» в методике обучения математике в начальной школе. // Начальная школа. – 2006. - № 6.■ Таможная Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования.// М. Просвещение – 2004. - № 4.■ Филатова Н. Б. Компьютер на уроке окружающего мира. // М. Вентана -Граф – 2001. - № 2
Интернет-ресурсы www.prochkolu.ruwww.it-n.ru («Сеть творческих учителей»)www.pedsovet.orgwww.uchportal.ru («Учительский портал»)
Спасибо завнимание!