Новые стандарты – первые шаги. Подготовила: учитель МОУ «Гимназия №2» Борисенко С.Н.
Причина модернизации образования (новых ФГОС) общемировая тенденция перехода от индустриального общества к информационному.Культурно-исторические эпохи: аграрная индустриальнаяинформационная, или постиндустриальная
Цели образования Построение личностно ориентированнойразвивающей школы.Из Концепции Федеральных Государственных образовательных стандартов 1-го поколения, 2004 г. Развитие личности – смысл и цель современного образованияИз Концепции Федеральных Государственных образовательных стандартов 2-го поколения Достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровьяЛ.В. Занков Общее развитие – развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений.
Системно-деятельностный подход Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действиестановление ученического сообщества,формирование универсальных способов действий
Документы, обеспечивающие функционированиестандарта: подготовлено и издано в 2006-2010
Реализация цели ФГОС Дидактические принципыобучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;2) ведущая роль теоретических знаний;3) осознание процесса учения;4) быстрый темп изучения материала;5) работа над развитием каждогоТипические св-ва методики1) многогранность;2) процессуальность;3) коллизии;вариантность.Предметные методики Организационные формыСистема контроля
Профессиональное мастерствоПроектирование учебного процессатематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса,проектирование «учебных ситуаций»;Организация работы учащихсяв группах и парах,в мобильных группах,индивидуальная поддержка детей,организация проектной деятельности;Оценочная деятельность
Поддержка учителя в реализации Стандартов 2-го поколения 1. Учебно-методический комплекс 2. Программы учебных курсов с планированием УУД и предметных умений по классам (основа для составления рабочей программы учителем) 3. Тематическое и поурочное планирование. 4. Литература 5. Возможности для наполнения портфеля достижений. 6. Пособия для организации внеурочной деятельности обучающихся.
Программа формирования УУД Личностныесамоопределение (личностные, профессиональные, жизненные смыслы и планы)смыслообразование, смыслопорождениеморально-этическая ориенатация и нравственная оценкаКоммуникативныесотрудничество и кооперацияпостановка вопросовразрешение конфликтовуправление поведением партнераречевые умения Познавательныеобщеучебные логическиепостановка и решение проблемРегулятивныецелеполагание планирование и прогнозированиеконтроль и коррекция, оценкаволевая саморегуляция
Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова
Планируемые результаты:три основные группы результатов
Личностные универсальные учебные действия- доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;- осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье;- основы для эмоционального переживания художественного текста;- основы для развития творческого воображения.- интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;- положительное отношения к школе, чувство необходимости учения;- интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;- осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых;- способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;- позитивной самооценки;- стремление к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия. принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные УУД Работа с информацией: осуществлять поиск информации;использовать знаково-символические средства (модели, схемы);строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связяхСпособы действия: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; владеть общим приемом решения задачАнализ и синтез: выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;сравнение, классификация по заданным критериямустанавливать причинно-следственные связи;устанавливать аналогии;
Работа с задачами: схемы, чертежи, таблицы
Коммуникативные универсальные учебные умения Позиции в коммуникации:допускать возможность существования различных точек зрения, учитывать их; договариваться, координировать, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ожидаемые результаты. ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТИндивидуальный, социальный, государственный заказ системе образования - обобщенный «портрет выпускника» начальной школы Конкретизация заказа для участников образовательного процесса:основные ожидаемые результаты – развитие личности учащихся, формирование «профессионального ученика»;ведущие целевые установки изучения отдельных учебных предметов;планируемые результаты освоения основной образовательной программы;новая функция системы оценки – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов.
Анализ и интерпретация результатов выполнения итоговой комплексной проверочной работы. 1-А кл.Основная часть работы
Что даст введение стандарта и системы его сопровождения педагогам-практикам?Ориентиры и приоритеты в области:- отслеживания достижений целей образования (планируемых результатов);- отбора содержания образования и организации образовательного процесса;- организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов.