Адаптация пятиклассников Подготовила практический психолог Бычек Т.В.
Терминология Адаптация – процесс приспособления к новым условиям и требованиям среды, результатом которого должна стать приспособленность , которая является показателем жизненной компетентности индивида.
Терминология Адаптация психологическая – процесс приспособления ученика как личности, к существованию в школе, согласно с его требованиями и личными потребностями, мотивами и интересами
Причины проблем с адаптацией учащихся 5-го класса 1. Начинаются личностные изменения, связанные с началом подросткового возраста. Начинаются формироваться ценностные ориентации, закрепляются черты характера, поэтому важно, какой рядом взрослый (и учитель и родитель). Авторитет, пример!2. Самооценка все меньше зависит от учебных успехов, а больше от того, как ребенка ценят и воспринимают! Как никогда ждет позитивной оценки себя, но только не своей успеваемости, со стороны взрослого.3. Трудности в сфере общения со сверстниками, одноклассниками, в умении «занять определенную ступень». Это для пятиклассников важнее, чем учеба!4. Закладываются мораль, этика. Но часто взрослая и детская мораль не совпадают, отсюда стихийные нормы поведения, тенденции закрепления негативного статуса в системе общения.
Школьная мотивация 5-А, 5-Б классов Сравнительная
Сравнительная диаграмма по методике Филлипса школьная тревожность
Социальные статусы учащихся 5-Б и 5-А классов
Обратная связьПисьмо бывшему классному руководителю
Работу с пятиклассниками необходимо начинать в конце начальной школы. Самое важное и трудное задание – это кропотливая работа всех учителей – предметников. От нее зависит, какая база заложена для предотвращения будущего подросткового кризиса 12-13 лет
Преемственность между начальной и средней школой Отсутствие полных данных про выпускников начальной школыОтсутствие мотивации учителей на изучение данных про выпускников начальной школыНедостаточное изучение данных про выпускников начальной школы, их возможностей и реальных результатов обученияНесоответствие оценок реальным результатам обученияНеподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возрастаНесоответствие методик преподавания с возможностями детей данного возраста. Быстрый переход к новым, в сравнении с начальной школой, методик обученияНесогласованность в нормах выставления оценок с средней школой или их отсутствие в начальной школеНесогласованность в содержании обучающего курса начальной и средней школыНепонимание учащимися материала по причине противоречий с ранее выученным материалом в начальной школеНесогласованность в сложности содержания обучающих программ
«Если вы намеренно собираетесь стать менeе значимой особой, нежели дают вам ваши возможности, предупреждаю: вы будете очень несчастны всю жизнь….» Абрахам Маслоу