Амины. Химия 10 класс Учитель химии: Еманов В.В. 5klass.net
Цели урока: Учащиеся должны знать: строение, классификацию, изомерию, номенклатуру, свойства аминов. Учащиеся должны уметь: устанавливать зависимость свойств от строения на примере аминов; называть амины, определять виды изомерии; составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства аминов.
План урока: Что такое амины? 2. Классификация аминов. 3. Номенклатура аминов 4. Изомерия аминов. 5. Физические свойства. 6. Химические свойства.
Амины - производные аммиака, полученные замещением атомов водорода на углеводородные радикалы. Что такое амины?
В предложенной таблице (в каждой строке) выберите лишнее. Объясните свой выбор. Выделите признаки, на основании которых амины можно разделить на группы. 2. Классификация аминов. Задание 1-ой группе NH2CH3 NH2C2H5 NH3 C6H5NH2 C6H4(NH2)2 С6Н6 NH(CH3)2 NH2CH3 NH(C2H5)2 N(CH3)3 NО2CH3 N(C3H7)3 NH2CH3 NH(CH3)2 NH2C2H5
3. Номенклатура аминов. Задание 2-ой группе В предложенной таблице (в каждой строке) выберите лишнее. Дайте названия аминам, используя учебник. Объясните выбор названий. NH2CH3 NH2C2H5 NH3 C6H5NH2 C6H4(NH2)2 С6Н6 NH(CH3)2 NH2CH3 NH(C2H5)2 N(CH3)3 NО2CH3 N(C3H7)3 NH2CH3 NH(CH3)2 NH2C2H5
4. Изомерия аминов. Задание 3-ей группе. Изучите предложенные структурные формулы аминов. Предположите, какие виды изомерии характерны для аминов. Сгруппируйте формулы согласно ваших предположений. Объясните свой выбор. CH3 – NH – C2H5 метилэтиламин
Метиламин, диметиламин и триметиламин – газы; средние члены алифатического ряда – жидкости; высшие – твердые вещества. Низшие амины хорошо растворимы в воде и имеют резкий запах. С увеличением молекулярной массы увеличиваются t кип. и t пл.; уменьшается растворимость в воде. Анилин – маслянистая жидкость, ограниченно растворимая в воде, кипящая при температуре 184˚С. 5. Физические свойства.
6. Химические свойства. Задание для группы №1 В пробирку прилейте 0,5 мл анилина ( Взболтайте. Что наблюдаете? В пробирку добавьте соляной кислоты до полного растворения анилина в воде. = 1,02 г/мл) и 3 мл воды (избыток). Ответьте на вопросы: Почему при добавлении соляной кислоты происходит растворение анилина? Напишите уравнение реакции. Рассчитайте массу образовавшегося вещества. Решите задачу.
Задание для группы №2 Сколько анилина (в мл) ( чтобы провести реакцию с соляной кислотой и получить 1,3 г хлорид фениламмония? Проделайте эту реакцию, предварительно добавив к анилину 2 мл воды, а затем кислоту. Что наблюдаете? Ответьте на вопросы: Напишите уравнение реакции. Решите задачу. = 1,02 г/мл) нужно взять,
Задание для группы №3 В пробирку прилейте 0,5 мл анилина и 3 мл воды. Взболтайте. Что наблюдаете? Какую реакцию можно провести из данной цепочки превращений: ацетилен - бензол - нитробензол - анилин - хлорид фениламмония. Проделайте её. Запишите те уравнения, из цепочки превращений, которые отображают химические свойства аминов.
Химические свойства аминов. Химические свойства аминов. Основные свойства Реакции окисления Взаимодействие с водой Горение Взаимодействие с кислотами Реакция бромирования Реакции замещения (для ароматических аминов) Реакция нитрования
Основные свойства аминов.
Вопрос: Аммиак или амины обладают более сильно выраженными основными свойствами? Вопрос. У фениламина (анилина) ожидается усиление или ослабление основных свойств по сравнению с аммиаком и метиламином? C6H5NH2 < NH3 < RNH2 < R2NH
4СH3NH2 + 9O2 = 4CO2 + 10H2O + 2N2 Тренировка: (СН3)2NH +O2 Горение Реакции замещения NH2 + 3 HNO3 (HO – NO2 ) NH2 NO2 NO2 O2N + 3 H2O 2 4 6 2, 4, 6 - тринитроанилин анилин
Подведем итоги урока...
Домашнее задание: Выучить § 16 , упр. № 8 с.122 Приготовить сообщение-презентацию «Получение и применение аминов»