О семинаре О семинаре Цель: Рассмотрение основных понятий создания системы менеджмента качества (СМК) в образовательном учреждении (ОУ) Уровень: базовый Аудитория: Директора институтов, руководители структурных подразделений ТГУ
Процессный подход необходим для обеспечения выполнения поставленных целей ОУ на различных уровнях: Процессный подход необходим для обеспечения выполнения поставленных целей ОУ на различных уровнях: Стратегических целей; Оперативных (тактических) целей; Целей подразделений; Целей сотрудников. Для внедрения процессного подхода необходимо идентифицировать (описать) основные и вспомогательные процессы ОУ.
Основные процессы: Основные процессы: Назначение процессов – создание продукции. Результат процесса – продукция или полуфабрикат для ее изготовления. Прим: Процессы добавляют продукту ценность для потребителя. Вспомогательные процессы: Назначение процессов – обеспечение деятельности основных процессов. Результат процессов – ресурсы для основных процессов. Прим: Деятельность процессов не касается основных продуктов. Процессы добавляют продукту стоимость. Процесс управления: Назначение процесса – управление деятельностью всей организации. Результат – деятельность всей организации Прим: Ответственный за процесс – директор ОУ. Участвуют все.
Внедрение процессного подхода Внедрение процессного подхода Определение видов деятельности организации, приносящих ей доход
Выделение и описание процессов ОУ Выделение и описание процессов ОУ Для чего? Для установления объективных оценочных показателей для деятельности, осуществляемой в ОУ. Для обеспечения выполнения требований потребителей (внешних и внутренних). Для установления взаимосвязи и взаимодействия видов деятельности в ОУ. Для выявления «проблемных» областей деятельностей. Для документирования важных видов деятельностей. Как? С помощью инструментов моделирования процессов (IDEF0, диаграмм описания процессов) Кто? Владелец процесса →Руководители структурных подразделений (входящих в процесс)→Группа по описанию процесса.
Пример: Административное управление Пример: Административное управление
Пример: Процессное управление Пример: Процессное управление
Шаг 3: Описание деятельности, осуществляемой в рамках процессов «как есть» Шаг 3: Описание деятельности, осуществляемой в рамках процессов «как есть» Цель этапа: описать существующий порядок выполнения процессов (деятельности в рамках процесса). Комментарий: Описание деятельности «как есть» позволит выявить и зарегистрировать существующий порядок реализации (выполнения) процесса, определить участников процесса и деятельность . Данная информация необходима для выявления «проблемной» области процесса и устранения ее. Описание деятельности целесообразно проводить с детализацией до уровня операций, выполняемых в подразделениях, входящих в процесс (3-й уровень детализации процесса).
Шаг 3: Описание деятельности, осуществляемой в рамках процесса Шаг 3: Описание деятельности, осуществляемой в рамках процесса
Шаг 7: Разработка и реализация корректирующих действий по снижению изменчивости процессов Шаг 7: Разработка и реализация корректирующих действий по снижению изменчивости процессов Цель: выявить и устранить причины появления изменчивости процесса (показателей процессов). Комментарий: Корректирующие действия должны быть направлены на устранения причин изменчивости.
Регламентирование деятельности в рамках выделенных процессов ОУ (выполняется на 7 и 9 шаге). Регламентирование деятельности в рамках выделенных процессов ОУ (выполняется на 7 и 9 шаге). Цель: Документирование процесса. Комментарий: Для обеспечения понимания персоналом и выполнения деятельности, осуществляемой в рамках процессов, требуется ее документирование. Для обеспечения достижения поставленных целей процессов требуется документирование деятельности. В первую очередь, необходимо регламентировать «проблемные» области процесса. Степень документирования процесса определяется владельцем процесса.
Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса. Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Шаг 8. Разработка целей развития и показателей результативности процессов. Шаг 8. Разработка целей развития и показателей результативности процессов. Цель: Разработать цели развития процесса и показатели результативности процесса. Комментарий: Для выстраивания деятельности процесса в направлении достижения целей ОУ требуется постановка целей процесса и разработка показателей результативности.
Шаг 8. Разработка целей развития и показателей результативности процессов. Шаг 8. Разработка целей развития и показателей результативности процессов.
Шаг 9. Разработка и внедрение мероприятий по достижению целей развития процесса (совершенствованию). Шаг 9. Разработка и внедрение мероприятий по достижению целей развития процесса (совершенствованию). Цель: Внедрить мероприятия, направленные на достижение целей процессов. Комментарий: Для достижения целей процессов (совершенствование) необходимо внедрение как организационных, так и технических мероприятий. Совершенствование процесса может повлечь за собой изменения хода процесса.
Шаг 10. Регламентирование деятельности в рамках выделенных процессов СМК Шаг 10. Регламентирование деятельности в рамках выделенных процессов СМК Цель: Документирование процесса. Комментарий: Для обеспечения достижения поставленных целей процессов требуется документирование деятельности. В первую очередь, необходимо регламентировать «проблемные» области процесса. Степень документирования процесса определяется ответственным за процесс.
Оценка результативности деятельности ОУ Оценка результативности деятельности ОУ
Зачем нужно что-то документировать? Зачем нужно что-то документировать? - Это помогает управлять изменениями и облегчает их проведение; - Это обеспечивает стандартизацию постоянно выполняемых операций и помогает выявить наилучшие методы; - Это лишает возможности прибегнуть к отговорке: "а мне никто не сказал"; - Это распространенное средство организации работы на сегодняшнем рынке; - Это дает возможность проводить аудит системы менеджмента организации.
Миф : «СМК увеличивает объем документации…» Миф : «СМК увеличивает объем документации…» Требования ГОСТ Р ИСО 9001:2001 Документация СМК должна включать: а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; б) руководство по качеству; в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом; г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; д) записи, требуемые настоящим стандартом. Объем документации увеличивает не СМК, а ее отсутствие...
Регламент (карта) процесса. Регламент (карта) процесса. Для чего? Определяет область процесса, цели и показатели процесса, перечень НД, применяемых в рамках процесса. 2. Документированные процедуры, описывающие осуществление деятельности, в рамках процессов. Для чего? Определяют установленный порядок выполнения деятельности в процессах, для однозначного понимания и выполнения персоналом. 3. Записи (планы, протоколы, отчеты, справки и т.д.) Для чего? Для планирования деятельности, регистрации результатов, принятых решений и т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !