БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра математического моделирования и анализа данных Стандарты ISO 9000-2000: система менеджмента качества на предприятии.
ISO серии 9000: краткие сведения ISO International Organization for Standardization ISO (Международная организация по стандартизации) — международная организация занимающаяся выпуском стандартов. ISO 9000 — серия международных стандартов ISO, регламентирующих менеджмент качества на предприятиях. Система стандартов менеджмента качества разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организацией по Стандартизации .Причина: необходимость в единой системе качества для выпуска продукции на уровне мировых стандартов. Появление ISO 9000 – логический результат развития управления качеством
Соотношение стран, принявших стандарты серии ISO 9000 в качестве национальных.
ISO 9000 – наиболее успешные из 13000 стандартов, созданных ISO Причины успеха:стандарты содержат проверенные временем и мировым опытом концепции и положения внутреннего руководства качеством и модели по внешнему обеспечению качеством;стандарты являются универсальным инструментом оценки систем качеств третьей сторонойстандарты совершенствуются, развиваются и их содержание удовлетворяет растущие потребности международного менеджмента качества. Требования Международных стандартов ISO серии 9000 являются рекомендуемыми, и их применении на предприятии добровольно.
Рекомендуемые элементы качества Содержание ISO 9000 - это рекомендации, содержащие виды деятельности, которые целесообразно внедрить на предприятиях, чтобы организовать эффективную работу по качеству.Рекомендуемые элементы качества: 1. ответственность руководства; 2. система качества; 3. анализ контракта;4. управление проектированием;5. управление документацией и данными;6. закупки;7. управление продукцией, поставляемой потребителем;
Рекомендуемые элементы качества 8. идентификация продукции и прослеживаемость; 9. управление процессами; 10. контроль и проведение испытаний;11.управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;12. статус контроля и испытаний;13. управление несоответствующей продукцией;
Рекомендуемые элементы качества 14. корректирующие и предупреждающие действия; 15. погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка; 16. управление регистрации данных о качестве; 17. внутренние проверки качества; 18. подготовка кадров; 19. техническое обслуживание; 20. статистические методы.
8 принципов менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9000:2000
Требование к системе качества стандарта ISO 9001:200 Причины создания системы качества: подтверждение организацией своей способности обеспечить требуемое качество продукции; повышение удовлетворённости потребителей и качества продукции Этот стандарт включает:Систему менеджмента качества.Ответственность руководства.Менеджмент ресурсов.Процессы жизненного цикла продукции.Измерение, анализ и улучшение.
Система менеджмента качества Организация должна:определять процессы, необходимые для СМК;определять последовательность и взаимодействие этих процессов;определять критерии и методы для обеспечения результативности этих процессов;осуществлять мониторинг и анализ этих процессов;принимать меры для постоянного улучшения этих процессов.
Ответственность руководства Руководство организации обеспечивает систему качества следующим образом: принимает документально оформленные обязательства организации в виде политики в области качества;анализирует систему качества;обеспечивает систему качества необходимыми ресурсами;организует работу персонала по созданию и поддержанию системы качества.
Менеджмент ресурсов Организация должна:определить необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;обеспечить подготовку персонала;оценить результативность принятых мер;поддерживать в рабочем состоянии записи о навыках и опыте персонала
Процессы жизненного цикла продукции В данный раздел включены требования ко всем процессам жизненного цикла продукции:получение заказа;анализ требований потребителя;проектирование и разработка;закупка сырья и комплектующих;производство и обслуживание готовой продукции;управления устройствами для мониторинга и измерений.
Измерение, анализ и улучшение Цели применения статистических методов:статистический приёмочный контроль;статистическое регулирование технологических процессов;статистический анализ точности и стабильности технологических процессов;статистический анализ зарегистрированных данных и выявление тенденций процессов;статистическая оценка качества продукции.
Стандарт ISO 9000 в Белоруссии Внедрение ISO 9000 осуществляется путем их включения в систему национальных стандартов;механизм реализации и финансирования сертификации предприятий определяется Планом Государственной стандартизации РБ;аудитом сертификации ISO занимаются организации, аккредитованные в Государственном комитете по стандартизации РБ.
Структуры, внедрившие стандарты ISO 9000-2000: РУП «Национальный аэропорт Минск» EPAM ОАО «Белэнергоремналадка» РУП "МАЗ« и др.
Лиература. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для вузов / Под ред. Канне М.М. СПб.: Питер. www.wikipedia.com