Проектная культура как составная часть культуры социального работника
Составляющие проектной культуры Ценностно-значимые образы проектируемой предметной средыТворческие и научные концепции, выражающие творческую волю проектировщикаЦенности, необходимые для того, чтобы сложилось ценностное отношение к реализации проектного процесса
Структура проектной культуры (И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская) Экологическая составляющая – средовая отнесенность, знаково-образная принадлежность определенной среде проектируемых объектовКонцептуальная составляющая – теории, методики, термины, в которых реализуются замысли проектировщикаАксиологическая составляющая – круг ценностей, демонстрируемых проектировщиком
Подходы, отражающие проектную культуру и преломляющиеся в проектной деятельности Проектно-целевой подход – обеспечивает организацию проектирования в соответствии с заданной целью.Проектно-модульный подход- проектирование с вариативным использованием специально созданных функциональных моделей, выступающих как структурные компоненты целостной системы, обеспечивающей выполнение деятельности или нескольких направлений деятельности.Проектно-программный подход – ориентирован на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы.
Проектная культура как совокупность определенных личностных характеристик Проективное сознаниеПроектное воображениеПроектное мышление
Проективное сознание Это особое состояние открытости сознания новому, неизведанному.С одной стороны, оно ориентировано на извлечение знания из опыта, из рефлексии над этим опытом и действиями субъекта в его рамках. С другой – способно порождать на основе знания, полученного опытным путем, некие образы, выполняющие опережающую функцию относительно будущих состояний объектов.
Проектное воображение Сродни творческому воображению, но отличается «методологической дисциплинированностью».Сочетает фантазию с умением вообразить объект проектирования на фоне сразу нескольких контекстов.Результат – контекстный образ (прием «экрана»).
Возрастные особенности развития проектного воображения Врожденное проектное воображение имеется у незначительного количества людей.С возрастом его формирование усложняется в силу накопления стереотипов восприятия и реакций.
Проектное мышление Умение промысливать будущее, используя для этого определенные процедуры: структурирование и переструктурирование информации об объекте, о ситуации его развития, его внешних и внутренних связях, будущем состоянии.
Проявления проектного мышления Латеральное (параллельное) мышление предназначено для генерирования неконкурирующих идей; способно предлагать параллельно различные варианты решения практической задачи или теоретической проблемы, работая в режиме мозгового штурма.
Проявления проектного мышления Критическое мышление – рационально и продуктивно; характеризует способность к отстранению, отчуждению от ситуации, от авторитетных мнений; тяготеет к оценивающей позиции, в которой необходимо отразить свое отношение к чему-либо или сформировать собственное суждение. Основано на сравнении и выборе наиболее целесообразных и продуктивных вариантов из уже имеющихся компонентов.
Проявления проектного мышления Креативное (творческое, продуктивное, эвристическое) мышление – отличает поисковое начало, способность генерировать идеи, создавать концепции, воспринимая явления и процессы окружающей действительности в необычных сочетаниях, с необычной стороны, в новом контексте. Характеризуется стремлением к поиску нестандартных подходов в решении проблемы, переживание удовольствия от самого процесса работы над проблемой.Связано с проблемностью как умением отыскивать и формулировать новые проблемы, распознавать их природу.
Проявления проектного мышления Рефлексивность как способность к отчуждению, отстранению от наблюдаемых процессов и явлений.
Функции проектного мышления Мировоззренческая – определяет общие концептуальные подходы и позиции в проектной деятельностиИсследовательская – обеспечивает самостоятельное получение знаний, необходимых для выработки стратегии и тактики реализации проекта, облегчает работу с источниками информации; дает возможность самостоятельного выхода за пределы известного знания, создает предпосылки к непрерывному самообразованию.
Функции проектного мышления Информационно-организующая – помогает систематизировать информацию на единой концептуальной основе, в единой логике; свертывать, хранить, передавать ее другим.Интегрирующая – позволяет обобщать, синтезировать знание об объекте проектирования из разных областей, обеспечивая выход на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем.
Функции проектного мышления Прогностическая – обеспечивает опережающее видение ситуации проектирования, тех трудностей и противоречий, которые могут возникнуть в проектной деятельности.Ориентировочно-регулятивная – помогает в выработке целей и принципов проектной деятельности, определяет целенаправленность и устойчивость действий
Функции проектного мышления Конструктивно-преобразующая – делает возможной коррекцию своих действий в проекте, позволяет осознанно совершенствовать ход проектирования.Поисково-эвристическая – обеспечивает выдвижение новых проблемОценочно-селективная – позволяет выработать критерии и показатели оценки проектных продуктов.
Особенности поведения и системы отношений участников проектирования Проектное отношение выражается в эмоционально окрашенном желании целенаправленного преобразования объекта.Характеристики проектного отношения:Аксиологично, прагматично, реалистично, подчинено воле проектировщика.
Проектировочное действие Характеризуется полностью произвольными или спонтанными действиями, осуществляемыми в рамках проектных процедур, свойственных каждому из этапов проектной деятельности.Проектировочное действие целенаправленно, содержательно определено общей методологией проектирования.
Результат проектных отношений и проектировочных действий Концептуальность поведения – соответствие поведения выработанным на предпроектном этапе теоретическим основаниям и нормам.
Показатели концептуальности поведения Способность осознанно осуществлять целеполагание, делая цель исходным пунктом самопрограммирования;Устойчивость принципов и норм осуществления деятельности в проекте, наличие определенной собственной стратегии решения проектных задач;Присутствие логики действий, связанной с пониманием хода проектирования и учетом своих функций и возможностей;Умение структурировать свою деятельность, приводить ее в систему соответственно с этапами осуществления проекта;Способность творчески ориентироваться в любой ситуации проектной деятельности, используя ее для реализации намеченного замысла;Использование рефлексии для оценки, коррекции т развития своей деятельности в проекте.
Общие критерии готовности к участию в проектной деятельности Наличие проектного типа мышленияСпособность работать «в команде»Проектная дисциплинаАнгажированность (искреннее желание участвовать в проекте, внутренняя включенность, заинтересованность)Социальная активностьОткрытость изменениямСпособность к коррекции своих действий
Наполните критерии готовности к проектной деятельности содержанием, представив на каждый критерий показатели (2-3 показателя)