«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна,док.экон.наук., профессор
Обобщенная структура инновационной среды России
Основные понятия инновационного менеджмента Новшество – оформленный результат фундаментальных или прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке (технологического процесс).Инновационная деятельность — это процесс разработки, реализации и практического применения результатов научных исследований и научных достижений в массовом производстве конкурентоспособных товарах и услугах с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос. Инновационный потенциал – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и другие, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Что такое инновационный менеджмент? Инновационный менеджмент – взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Объектами инновационного менеджмента являются инновации и инновационный процесс.
Цель и задачи инновационного менеджмента Цель инновационного менеджмента –принятие эффективных решений по повышению конкурентоспособности организации, на основе создания конкурентных преимуществ.Основные задачи:Управление ресурсами;Управление затратами;Управление результатами.
Особенность инновационной деятельности Инновационная деятельность является особым инструментом предпринимательства и создает новые ресурсы. «Ресурс не становиться ресурсом до тех пор, пока кто-то не находит чему-то существенному в природе применение, тем самым придавая этому чему-то экономическую ценность»(Питер Друкер). Инновационная деятельность ориентирована не на количественные параметры, а на качество продуктов (услуг) и технологических процессов, качество организации и управления производственными процессами.
Взаимосвязь инновационных областей деятельности Инновационный менеджмент включает в себя все уровни управления:Стратегический (управление входными параметрами системы – маркетинг и отбор поставщиков);Тактический (управление процессами в объектах);Операционный (управление качеством продукта на выходе системы).
Виды инновационной деятельности Внедрение новых идей и научных знаний в сферы производства и управления обществом;Выполнение и обслуживание научно - исследовательских, проектных, изыскательских, опытно - конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;Организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);Осуществление технологического переоснащения и подготовки нового производства;Проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов, товаров (работ, услуг);Производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и (или) применение новой или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;Создание и развитие инновационной инфраструктуры;Пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение инноваций;Охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности (в том числе на нераскрытую научную, научно - техническую и технологическую информацию) с целью их освоения и реализации;Другие виды деятельности, направленные на создание инноваций, в соответствии с законодательством РФ.
Основные этапы инновационной деятельности
Инновационная среда инновационной деятельности Инновационная сфера представляет собой взаимодействие рынков новшеств (новаций), капитала (инвестиций), товаропроизводителей и конкурентоспособных товаров и услуг
Влияние внешних и внутренних факторов на инновационную деятельность Инновационная деятельность организации всегда затрагивает все подсистемы (информационную, организационную, производственную, технологическую и т.п.), кроме того, на эффективность ее реализации влияют факторы внешней среды.
Инновационный процесс Инновационный процесс – это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.Инновационный процесс состоит из нескольких стадий. Если хотя бы одна из этих стадий не будет пройдена успешно, то у инновационного процесса нет никаких шансов на осуществление. Не менее важны и переходы между разными стадиями инновационного процесса. На этих стадиях решаются технические, маркетинговые или производственные проблемы. На переходных участках мобилизуются необходимые ресурсы для решения, возникающей проблемы.
Стадии инновационного процесса Западная модель Стадия зарождения идеи - возникает идея возможного использования в коммерческих целях какого-либо научного достижения. Стадия вынашивания идеи - разработка технологии производства нового продукта, которая может быть коммерчески реализована.Стадия демонстрации - создание экспериментального образца, прототипа и презентация его перед потенциальными инвесторами и заказчиками.Стадия раскрутки продукта - создание спроса на рынке на новую продукцию.Стадия закрепления на рынке - приобретение уверенности в том, что новый продукт или технология будут иметь долгое и успешное будущее на существующем рынке Российская модельСтадия появления новшества - оформленного результата фундаментальных или прикладных исследований, разработок и экстремальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности;Стадия изготовления головного образца - создание реально работающего прототипа нового продукта;Стадия организации серийного производства; Стадия реализации новой продукции.
Полный цикл инновационного процесса