Роль бизнеса в обществе Этика и современное управление Социальная ответственность организации Управление этикой и социальной ответственностью компании
Экономия: Экономия: 180 смертей; 180 серьезных травм; 2100 автомобилей Издержки на одну единицу: $200 тыс. в результате смерти, $67 тыс. в результате серьезной травмы; $700 на автомобиль Итого: $49,5 млн.
Объем продаж: Объем продаж: 11 млн. автомобилей; 1,5 млн. легких грузовиков Издержки на единицу: $11 на автомобиль; $11 на грузовик Итого: $137,5 млн.
Милтон Фридман: Милтон Фридман: роль бизнеса в обществе ограничивается производительной деятельностью в условиях конкурентной рыночной экономики
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: социальный контракт основывается на взаимных признанных обязательствах общества и бизнеса
Герои организации. Какие ценности они представляют? Какое решение они приняли бы в случае этической дилеммы? Герои организации. Какие ценности они представляют? Какое решение они приняли бы в случае этической дилеммы? Ритуалы компании. Стимулируют ли они этичное поведение. Кто получает награды? Какие сигналы об этике поведения получают новые члены организации? Должны ли они беспрекословно подчиняться приказам или приемлемо обсуждение действий? Истории и мифы организации. В чем заключается «доблесть» героев: в отстаивании этичной позиции или в умении подчиняться? Принято ли в компании обсуждение этических проблем? Влияет ли это на процесс принятия решений? Какие неформальные процессы социализации приняты в компании? Какие нормы поведения (этичные или неэтичные) они пропагандируют?
Деонтология, или «этика принципа» Деонтология, или «этика принципа» Утилитаризм, или «этика последствий» Телеология, или «этика цели» Эгоизм, или «этика собственного интереса»
Деонтология: Какими правилами должна руководствоваться компания? Интересы каких групп (акционеры, менеджмент, рабочие) приоритетны для менеджмента? Деонтология: Какими правилами должна руководствоваться компания? Интересы каких групп (акционеры, менеджмент, рабочие) приоритетны для менеджмента? Утилитаризм: Если критерием моральности решений является прирост благ, то кто определяет о каких выгодах идет речь и за какой период времени?
Телеология: Если средства оправдывают целью, кто определяет ее этичность? Телеология: Если средства оправдывают целью, кто определяет ее этичность? Эгоизм: Вопрос в том, чей интерес является основным. Поскольку собственность отделена от менеджмента, будут ли совпадать интересы владельцев предприятия и его руководства?
ЭТИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ: принципы морали определяются, прежде всего, обществом, в котором они сформировались. ЭТИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ: принципы морали определяются, прежде всего, обществом, в котором они сформировались.
Акционеры Акционеры Потребители Работники Поставщики/деловые партнеры
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РУКОВОДИТЕЛЕЙ МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС ЭТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ
«золотое» правило; «золотое» правило; принцип разумного сочетания; индивидуального и коллективного начала в работе менеджера; принцип этичного поведения руководителя; принцип доверия; принцип бесконфликтности; принцип справедливости.
практика систематического анализа степени, в которой действия организации соответствуют этическим нормам. практика систематического анализа степени, в которой действия организации соответствуют этическим нормам. Этический аудит способствует: Формулированию этических приоритетов; Анализу успехов и ошибок менеджмента; Укреплению обратной связи и непрерывному совершенствованию компании
Соблюдение этических принципов и социально ответственная деятельность ни в коей мере не наносят ущерба организациям. Напротив, менеджеры и их компании могут внести свой вклад в улучшение жизни общества и одновременно добиться повышения экономических показателей. Соблюдение этических принципов и социально ответственная деятельность ни в коей мере не наносят ущерба организациям. Напротив, менеджеры и их компании могут внести свой вклад в улучшение жизни общества и одновременно добиться повышения экономических показателей. Люди устали от неэтичных и социально безответственных поступков многих коммерческих фирм!