Ольга Геннадьевна Попова учитель-дефектолог высшей категории МБДОУ ДС № 480 900igr.net
Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательной работы в целом.
Одним из положений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса». Основой данного принципа является тематическое планирование – особая форма организации образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности в течение определенного промежутка времени (день, неделя)
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональный и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Введение одинаковых тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Тематический подход помогает оптимальной организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями.
Темообразующим фактором могут быть реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей: яркие природные явления, общественные события, праздники. Одной теме может быть уделено не менее одной недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития. Исходя из поставленных задач, в основе тематического планирования лежит экспериментальная, практическая и игровая деятельность детей. В соответствии с ФГТ программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей. Цель введения основной темы периода - интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Неделя Число Тема 1-я неделя 01.09-09.09 «Здравствуй, детский сад», «День знаний» 2-я неделя 12.09-16.09 «Мой дом», «Мой город» 3-я неделя 19.09-23.09 «Осень» 4-я неделя 26.09-30.09 «Деревья и кустарники» 5-я неделя 03.10-07.10 «Овощи» 6-я неделя 10.10-14.10 «Фрукты» 7-я неделя 17.10-21.10 «Лес, грибы, ягоды» 8-я неделя 24.10-28.10 «Одежда» 9-я неделя 31.10-04.11 «Обувь» 10-я неделя 07.11-11.11 «Транспорт»
Неделя Число Тема 11-я неделя 14.11-18.11 «Наше тело» 12-я неделя 21.11-25.11 «Дикие животные» 13-я неделя 28.11-02.12 «Домашние животные» 14-я неделя 05.12-09.12 «Профессии, инструменты» 15-я неделя 12.12-16.12 «Игрушки» (совместное изготовление новогодних игрушек) 16-я неделя 19.12-23.12 «Зима», «Зимующие птицы» 17-я неделя 26.12-30.12 «Зимние забавы», «Новый год» 18-я неделя 09.01-13.01 «Этикет» - «Посуда» 19-я неделя 16.01-20.01 «Моя семья» 20-я неделя 23.01-27.01 «Азбука безопасности. ПДД»
Неделя Число Тема 21-я неделя 30.01-03.02 «Свойства предметов» 22-я неделя 06.02-10.02 «Маленькие исследователи - комнатные растения» 23-я неделя 13.02-17.02 «Быть здоровыми хотим. Продукты питания» 24-я неделя 20.02-24.02 «Наши защитники» 25-я неделя 27.02-02.03 «Цирк, театр, кино» 26-я неделя 05.03-09.03 «Женский день» 27-я неделя 12.03-16.03 «Весна шагает по планете» 28-я неделя 19.03-23.03 «Домашние птицы» 29-я неделя 26.03-30.03 Встречаем птиц. Перелетные птицы» 30-я неделя 02.04-06.04 «Волшебница вода. Рыбы»
Неделя Число Тема 31-я неделя 09.04-13.04 «Космос» 32-я неделя 16.04-20.04 «Мир предметов и вещей. Мебель» 33-я неделя 23.04-27.04 « Мир природы - насекомые» 34-я неделя 30.04-04.05 «Праздник весны и труда» 35-я неделя 07.05-11.05 «День Победы» 36-я неделя 14.05-18.05 «Дорожная грамота» 37-я неделя 21.05-25.05 «Луговые цветы» 38-я неделя 28.05-31.05 «Здравствуй, лето!»
Реализацию комплексно-тематической модели обеспечивает насыщенная предметно- развивающая среда. Содержательно все центры должны быть связаны единой темой, что дает ребенку возможность более полно и разносторонне «прожить» материал. Организационная предметно-развивающая среда строится с ориентацией на зону ближайшего развития каждого ребенка и представляет детям уровень сложности игр, заданий. Все материалы открыты и доступны детям. Согласно интересам детей центры могут быть как постоянные, так и временные, например центр кулинарии.
Такое построение образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики: Принцип последовательности. Принцип систематичности: совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности. Принцип повторности: тема недели проходит через все виды деятельности, что позволяет детям хорошо усваивать материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний, а главное – обобщить свой опыт. Принцип интеграции, взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающим планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа педагог не имеет права приступать к работе. Основным является перспективно-календарное планирование: часть работы планируется на перспективу (месяц, квартал, год), а конкретное содержание – на каждый день.
Титульный лист Список детей Список детей по подгруппам Режим дня График образовательного процесса Регламент НОД Календарно-тематическое планирование ОП График ИКР Циклограмма работы педагога Перспективный план работы с родителями Календарный план
15 января 2012 г. - понедельник Тема: «Посуда» Непосредственно образовательная деятельность 9.00-9.20/9.30-9.50 – НОД по ОО «Познание» (ФЭМП) № 16 - Тема: «Состав числа 5»-формирование знаний об образовании числа 5 путем сравнения групп предметов из двух меньших, развитие умения различать цифры и соотносить их с количеством 10.00-10.25 – НОД по ОО «Музыка» ОД в ходе режимных моментов 8.30-9.00-фомирование культурно-гигиенических навыков 9.50-10.00-динамическая пауза «Федорино горе» 10.25-11.45-ИКР по ФЭМП - игровое упражнение «Цифры спрятались»-закрепление образа цифры (от 1 до 5), развитие мелкой моторики, внимания; Д/игра; «Раз, два посчитай» (посуда) – обучение согласованию числительного с существительным, закрепление счета в пределах 5; «Назови соседей числа», «Какая цифра убежала» 11.45-12.30-ИКР по ОЗОМ: «Магазин посуды» - расширение знаний о разнообразии посуды, обогащение словаря, развитие умения согласовывать существительное и прилагательное
Самостоятельная деятельность детей Трафареты, штриховка «Посуда» - развитие мелкой моторики. Схема «Чашка» (из палочек Кюизенера) - развитие зрительного восприятия, закрепление состава числа 5 из двух меньших. Иллюстрация «Семья обедает» - составление рассказа о своей семье. Дидактическая игра «Сложи картинку» (посуда) – развитие целостного восприятия. Дидактическая игра «Укрась посуду» - составление узора из геометрических фигур. Взаимодействие с семьями детей «Познание». Сервировка стола к ужину – закрепление счета в пределах 5, названия посуды и столовых приборов.
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически не возможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Интеграция содержания дошкольного образования – состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Полноценная реализация темы невозможна без интеграции различных видов детской деятельности.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) «Состав числа 5» Лексическая тема «Посуда» старшая группа
Формирование знаний об образовании числа «5», путем сравнения групп предметов из двух меньших. Развитие умения различать цифры и соотносить их с количеством, моделировать число из палочек Кюизенера. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными. Формирование и уточнение представлений детей о чайной посуде, ее назначении. Совершенствование у детей навыка ориентировки в пространстве и на листе бумаги (верхнее правое, верхнее левое, нижнее левое, нижнее правое; справа, слева, в центре, на). Развитие целостного восприятия, умения составлять из частей целое. Развитие мелкой моторики. Воспитание умения сотрудничать, анализировать собственную деятельность.
Плавное введение в НОД и выход из НОД (переход к самостоятельной деятельности – «от игры к игре»). Мотивация к деятельности через создание проблемной ситуации. Роль детей, как главных «учителей» для игрового персонажа, для осознания ими своей важности, значимости и успешности. Организация НОД в наиболее доступной для дошкольников игровой форме (игра, экспериментирование, практическая деятельность). Подведение итогов на каждом этапе НОД для осознания ребенком позиции «субъекта деятельности» (цель, способы реализации, результат). Интегрирование образовательного содержания (связи между разными ОО). Использование субъект-субъектных отношений при организации детской деятельности (выбор способов решения игровой ситуации). Личностно-ориентированное общение с детьми (позиция педагога - на уровне детей, «глаза в глаза»).