Негосударственные детские сады: точки роста и точки падения О. Б. Савинская, К.соц.н., доцент НИУ ВШЭ, [email protected] 900igr.net
Правовые основы дошкольного образования Общедоступность и бесплатность дошкольного образования – общеобразовательные программы дошкольного образования. Реализация конституционного права на труд родителями дошкольников - полнодневный присмотр и уход.
Общие потребности в развитии негосударственных детских садов Со стороны родителей – очередь в детский сад составляет 1,5-2 млн. детей на территории РФ, и это только цифры для детей, кто планирует поступить в детский сад в 3 лет, очередь для детей с 2-месячного возраста не ведется. Со стороны государства – недостаточно средств, заложенных на ближайшие три года на строительство государственных детских садов. Необходимы негосударственные вливания в сферу дошкольного образования.
Государственная политика по развитию негосударственного сектора Расчет нормативов подушевого финансирования с разделением на две составляющих: «образование» (обучение и воспитание) и «присмотр и уход» (содержание). Субсидирование в соответствии с нормами подушевого финансирования. Снижение и ограничение (установление верхнего порога) ставки арендной платы. Методическая помощь, консультирование. Гранты на повышение квалификации.
Цели государственной политики
Полевое исследование Цель исследования: насколько эффективны меры государственной политики. Создается ли конкурентоспособная среда? Снижается ли плата за негосударственный детский садик? Появляется ли возможность отслеживания качества услуги в негосударственном секторе? Пилотное исследование: 30 глубинных интервью, ноябрь 2012 - январь 2013, Москва, Санкт-Петербург, Казань, руководители негосударственных детских садов, дающих свои объявления в интернет.
Основная проблема сектора Необходимо обладать: Помещением, построенным по СапПиНам для ДОО; Получением разрешительных документов от Роспотребнадзора, Роспожнадзора; Получением лицензии на ведение образовательной деятельности; Получением аккредитации. Вывод: нельзя заниматься «образованием» на дому, если ты не ИП, (хотя семейное образование записано в ст. 44 п.3 273-ФЗ от 29.12.12.!)
Проблемы помещения «Арендуют помещение в новостройке хорошего качества, с оградой, парковкой, охраной и пр. (у подъезда сада есть милое объявление «Парковка для колясок». Напротив, на территории этого комплекса, хорошая детская площадка, им разрешают ее использовать для прогулок)». Из записок интервьюера, СПб. «…Аренда - она сжирает нас везде, везде буквально, поэтому вынуждены вот так как то прыгать, ужиматься. … Мы поняли, что равновесие наступает где-то в районе 100 метров примерно площади и 20 детей. Ну вот тогда мы примерно в 0 выходим», Москва. Сетевой центр. «Все-таки условия создаются здесь под ребенка, мы не просто соблюдаем СанПиНы, у нас лучше, хотя если по СанПиНам строго – нас закрыть можно в 24 часа!», Спб, детский центр.
Выход (?): Открытие ООО, сеть ИП, работающих по подряду, НКО (сами себя называют детский сад, десткий центр, детский клуб), Оказание услуг по присмотру и уходу, Применение методик Монтессори и Вальфдорфской педагогики, подходящей для раннего возраста от 1 года до 5 лет (не входящих в список общеобразовательного стандарта). Или: Оказание услуг без договора.
Несмотря на услугу по уходу, атмосфера - «образовательная». «В своей работе с детьми используем методики Монтессори, Никитиных, кубики Зайцева и другие новые педагогические подходы. Применяем некоторые элементы Вальдорфской педагогики на развитие образности. Дети много мастерят, делают поделки, рисуют, лепят, развивают мелкую моторику и свои интеллектуальные способности. Вы, наверно, знаете, это взаимосвязано!» Казань, мини-сад, квартира. «Мы оборудовали свою студию, не такими игрушками, которыми наполнен каждый дом (плюшевыми и т.д.). У нас игры направлены на развитие ребёнка: ни какое-то сидение за столом, обучение и т.д. А, например, мы выдавливаем апельсиновый сок, при этом дети формируют руки, готовим еду, убираем за собой, мастерим. Есть специальное оборудование по методике Монтессори, которое развивает пальчики… Дети становятся более самостоятельными: режут салаты, естественно не опасными ножами, а специальными. Наливают воды в чашку, чай. Цель у нас такая, чтобы дети стали самостоятельно развивать память», Казань, мини-сад, студия. «Частные гибче. То есть чтобы государственно учреждение что-то поменяло в своей структуре, в перечне занятий, потребуется множество согласований. Мы в этом смысле, мы очень ориентированы на спрос. То есть у нас наши маркетологи, они всё время работают с родителями, мы всё время знаем, что модного на рынке образовательных услуг. И не обязательно только в России, или только в Москве. Что востребовано, чего мамы хотят». Москва, Центр развития, расположен в отдельном здании.
Цель не достигнута: Остается огромная доля серых услуг на рынке, Нет гос. поддержки, Нет снижения цены за услугу по присмотру и уходу, Нет контроля качества оказания услуги, Нет учета ёмкости рынка.