Автор разработчик – педагог дополнительного образования высшей категории МБСОУ № 37 Коломыцева Лариса Владимировна 900igr.net
Цель: Теоретическое и методологическое обоснование системы формирования творческой фантазии у старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях.
Объект: Образовательный музыкально-творческий процесс, в ходе которого формируется творческая фантазия у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы: Формирование творческой фантазии старших дошкольников средствами музыкально-ритмических занятий определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном детстве – периоде, наиболее сензитивном для усвоения способов творческой фантазии. Музыке в этом процессе принадлежит особая роль из-за ее огромного эмоционального воздействия на ребенка, его организм, когда эмоции являются главным регулятором поведения и формирования личности. Поэтому занятия музыкально-ритмической деятельности становятся особенно значимыми, так как служат всестороннему развитию личности ребенка, в частности, развитию творческих фантазий.
Музыкально-ритмическая деятельность: МУЗЫКА Д РАМАТИЗАЦИЯ П АНТОМИМА П ЛАСТИКА Т АНЕЦ
Формирование художественно-творческих способностей разрабатывались в трудах известных ученых: Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой, Б.Т. Лихачева, Т.С. Комаровой, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, К.В. Тарасовой, Р.М. Чумичёвой, С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой и других.
Психологическое обоснование роли использования искусства в творческом воспитании дошкольников содержится в работах Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, А.А. Люблинской, Б.М. Теплова, П.Я. Якобсона, Е.А. Флериной.
Сущность основных понятий творческой фантазии Творческая деятельность, форма деятельности человека или коллектива – создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего (Российская педагогическая энциклопедия). Фантазия (воображение) психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мыслительных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Виды фантазии: 1. Воссоздающая 2. Творческая 3. Неуправляемая Это представление образов по заранее составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, математических знаков. Иначе этот вид фантазии называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. Это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязных нелепиц.
Различные аспекты обозначенной проблемы о происхождении и развитии фантазии отражены в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Е.В. Заики, Б.Т. Лейтеса и др.
Психолого-педагогические условия для эффективности развития творческой фантазии дошкольников 1 этап Развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям в опоре на способность детей к подражанию. 2 этап Развитие умения самостоятельно исполнять упражнения, движения, композиции. 3 этап Развитие способности к творческому фантазированию, самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения.
Уровни работы с музыкально-ритмическим материалом для развития творческой фантазии 1 уровень - тренинговый 2 уровень - специальный Предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по показу взрослого и включается в утреннюю зарядку, различные занятия и паузы между ними. Подведение детей к выразительному, самостоятельному исполнению творческих фантазий (с последующим выступлением детей не только на занятиях, но и на утренниках).
Цели уровней: Тренинговый Специальный Дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений. Раскрыть способности каждого ребенка творчески фантазировать, высветить наилучшим образом его умения и скрыть недостатки, используется специальный индивидуально-ориентировочный материал, который разучивается как с подгруппами, так и индивидуально.
Музыкально-ритмические движения
Музыкально-ритмические движения особенно любимы детьми старшего дошкольного возраста, так как они способны уже посредством движений развить и передать художественный образ, для которого характерно сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения.
Чтобы научить ребенка передавать свои эмоциональные переживания через движения, необходимо развивать у них способность владеть своим телом, для чего существуют упражнения, развивающие танцевальность, гибкость, слитность движения.
Осознанное движение позволит глубже воспринять музыку и более выразительно передать то эмоциональное состояние, которое вызывает музыкальное произведение
Творческая фантазия
В программу формирования творческой фантазии включены разные типы конструктивных задач, решение которых опирается на применение средств способов организации познавательной деятельности, дающих большой эффект в развитии этих способностей.
Тематика заданий разнообразна. Она включает знакомство с особенностями пластики тела, рук, головы. Это выражение разного состояния или образа.
Танцы
При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие у детей танцевальной выразительности.
Процесс обучения детей танцам начинается с того, что педагог называет движение, кратко указывает на основы его техники, знакомит с используемыми на занятиях командами для начала выполнения движения танца.
Музыкально-ритмические упражнения, танцевальные элементы
Упражнения могут усложняться за счет требований по их техническому выполнению. Поэтому вводится дополнительное время, где разводятся постановки танцев и этюдов, также в приурочивании ритмических упражнений вводятся элементы гимнастических упражнений.
Дети старшего дошкольного возраста должны учиться выполнять движения с точной передачей характера музыки, в соответствии с темпом и ритмом. Развивать умение использовать готовые элементы в этюдах на воображение, образное мышление.
Ознакомление с пространственными отношениями
Развитие способностей у детей двигаться по рисункам танца. Занятия строятся на примере любого хороводного танца с использованием всевозможных интересных, но несложных рисунков и несложной лексики. В работу можно включать дополнительные предметы: платки, цветки, корзины и т.д.
Дети должны четко выполнять рисунки в пространстве. Усвоить условные обозначения, уметь самим создавать всевозможные рисунки на бумаге.
Развивая детское творчество, целесообразно использовать различные приемы: прослушать музыку, определить ее характер, настроение и форму; наметить возможные варианты построения танца или игры; выполнять упражнения с воображаемым предметом; угадать, что показывает мальчик, девочка или все дети; исполнить перепляс, выразительное движение персонажа; отобразить в той или иной игре взаимоотношения персонажей, находящихся в эмоциональном состоянии, самостоятельно придумать игру, танец.
Вывод: специально созданные условия для развития творческой фантазии средствами музыкально-ритмических занятий помогают ее активному формированию, развивают образное мышление ребенка, его эмоциональную отзывчивость, исполнительские возможности, а также креативность в целом на новый виток развития.
Спасибо за внимание