Педагогическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста Кононенко Татьяна Владимировна 900igr.net
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выготский
РЕЧЬ Внутренняя: - внутреннее проговаривание «про себя», т.е. произнесение звуков и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях - собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления - внутреннее программирование (формирование и закрепление речевого высказывания) Внешняя: - устная (вербальная (словесная) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух: 1) диалогическая: -ситуативная -контекстная, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующее 2) монологическая – длительное, последовательное, связное изложение мыслей одним лицом
Направления деятельности по развитию речи Звуковая культура речи Формирование грамматического строя Словарная работа Связная речь Подготовка к обучению грамоте Знакомство с художественной литературой
Средства развития речи: Общение взрослых и детей Культурная языковая среда, речь воспитателя Обучение на занятиях Художественная литература Различные виды искусства Игра
Основная цель развивающей речевой среды: – содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста, а также определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада.
Принципы построения развивающей среды 1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза» 2. Принцип «активности», возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения 3.принцип «Стабильности-динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами», настроениями, меняющимися возможностями детей 4. принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности {
Развивающий потенциал речевой среды – это развивающие возможности, в которых растет ребенок. - Развивающий потенциал естественной речевой среды - Развивающий потенциал искусственной речевой среды
Коммуникативная— самая ранняя: первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом — двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Познавательная - усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Регулирующая - ребенок начинает усваивать речь как регулятор его поведения. Первыми словами — регуляторами поведения ребенка становятся слова можно, нельзя, глаголы в форме повелительного наклонения типа ешь, иди и т. д. Функции речи:
Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому. Приемом называют вариант применения данного метода, привнесение в основное действие, составляющее данный метод, побочных действий, подсказываемых характером учебного дидактического материала
Практические методы дошкольного периода развития речи Метод имитации Метод разговора (беседы или вопросов и ответов) Метод пересказа Метод сочинения (рассказывания)
Приемы с помощью которых реализуется метод имитации 1. Наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим 2. Игры – (обогащение речи словоформами, освоение формы род. Падежа сущ., развитие связной диалогической речи) 3. Опора на словесный образец (словесное представление); дети повторяют фразу взрослого (потешки) 4. Использования картинок, живых объектов, диафильмов и др.
Метод разговора – метод обучения речи, состоящий в том, что обучающий побуждает обучаемого уместно пользоваться своим речевым запасом, тем самым совершенствую речь. Приемы -те же, что и у метода имитации + прием постановки различных вопросов-заданий.
Метод пересказа обогащает речь детей всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями). В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением художественной литературой (игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др).
Профессиональные умения воспитателей для работы с детьми по развитию речи Умение обследовать речь детей; Умение планировать и моделировать процесс дидактического речевого общения; Умения организовывать процесс дидактического общения; Умение анализировать коммуникативный акт с т. зр. его эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные результаты
Дидактические требования к занятиям Предварительная подготовка к занятию; Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей (на достаточном уровне трудности); Воспитательный характер содержания материала, организации обучения, взаимодействия воспитателя с детьми; Эмоциональный характер занятия; Структура занятия в соответствии с его типом; Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям Связь занятия с последующей работой по развитию речи
Воспитание ЗКР предполагает: Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата; Воспитание орфоэпически правильной речи – умение говорить согласно нормам литературного языка; Формирование выразительной речи – т.е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, интонацией; Выработка дикции – отчетливого внятного произношения каждого звука и слова в отдельности; Воспитание культуры речевого общения как части этикета.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культура речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа ведется в двух направлениях: Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха – фонематический, звуковысотный, ритмический)
Линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Просодемы- надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Звуковые единицы языка
1 этап – подготовительный Уточнение движений органов артикуляционного аппарата 2 этап – становление звука Уточнение произношение изолированного звука по подражанию 3 этап – закрепление и автоматизация Воспитание правильного, четкого произношения звука в слове 4 этап – дифференциация смешиваемых звуков Воспитание правильного, четкого произношения звуков во фразовой речи. Этапы работы над звуком
«Автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно» О.В. Правдина
Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи Диагностика Занятия Совместная деятельность 2 мл В конце года 1 раз в месяц Индивидуальная работа с детьми, не усвоившими материал на занятии Ср. В начале года заполняется таблица по ЗКР, в течение года отмечаются изменения 1 раз в месяц Инд. работа с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения за 2 мл. и ср. группы Ст В начале года заполняется таблица по ЗКР, в течение года отмечаются изменения 1 раз в месяц Составляются группы детей для индивидуальной работы и сетка занятий с группами Подг. В начале года заполняется таблица по ЗКР, в течение года отмечаются изменения - В начале года заполняется таблица по ЗКР, в течение года отмечаются изменения
Формирование грамматического строя речи предусматривает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, лицам, временам) Словообразование (некоторые формы образования новых слов) Синтаксис (правильное согласование слов в предложении, построение разных типов предложений и сочетание их в связном тексте)
Пути формирования грамматической стороны речи у детей Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, повышение речевой культуры взрослых; Развитие грамматических умений в практике речевого общения; Исправление грамматических ошибок.
Методы и приемы формирования грамматически правильной речи Дидактические игра Игры-драматизации Словесные упражнения Рассматривание картин Пересказ коротких рассказов и сказок
Приемы - Образец - объяснение - указание - сравнение - повторение - создание проблемной ситуации - подсказ нужной формы - исправление ошибок - раскрытие словообразовательного значения слова
Приемы обучения грамматическим навыкам 1. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы 2. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка который говорит, так и у тех детей, которые его слышат 3. Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно. Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его. Методика исправления грамматических ошибок (О.И. Соловьева, Л.М. Бородич)
Задачи словарной работы: Обогащение словаря новыми словами; Закрепление и уточнение словаря; Активизация словаря Устранение из речи детей нелитературных слов.
Упражнения расширяющие лексикон и речевые навыки: - подбор эпитетов к предмету (узнавание по эпитетам предмета) - подбор к предмету действий (глаголов) - подбор обстоятельств - нюансы смысла слова домик, дом, домище - вставление пропущенных слов - распространение предложений - добавление придаточных предложений -составные части целого - составление предложений с определенным словом -составление предложения с несколькими данными словами -объяснение слов - составление и отгадывание загадок - классификация предметов - подбор синонимов
Связная речь это последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Требования: 1.связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере чем реплика в диалоге (ответ на вопрос) 2.она должна планироваться (как будет развертываться рассказ?)
Методы и приемы работы над словарем разговор с детьми поручения и задания беседы рассказывание чтение заучивание стихотворений
Монологическая речь –это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание.
- описание (картины, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей); - повествование (о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях, по картине, по серии картин, из личного опыта); - рассуждение; - контаминация (смешанные тексты). Виды монологов
Начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (игрушку, предмет, человека описывают либо сверху вниз, либо снизу вверх; интерьер, пейзаж - по кругу, слева направо либо справа налево). Структура описания вариативная. При описании используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация. Количество предложений и методика обучения зависит от возраста детей. Описание (констатация фактов)
Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествований – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко. В зачине можно использовать выражения: однажды, как-то раз; может быть указано место или время: дело было летом, это произошло в деревне. Последовательность действий и событий выстраивается с помощью цепочки глаголов. Повествование (развитие сюжета)
В рассуждении обязательны две смысловые части: первое - то, что объясняется; вторая – само объяснение или доказательство. Структура рассуждения включает в себя: - тезис – утверждение чего-либо либо начальное предположение; - доказательство выдвинутого положения; - вывод, который следует из положения. Структура не жесткая: доказательства могут даваться в разной последовательности. В рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений, придаточные предложения с союзом потому что, и/с в Р.п. с предлогами от, из-за, с, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, а также слова вот, например. Рассуждение (установление причинно-следственных связей)
При составлении контаминированных монологов, в которых присутствуют как описания, так и повествования, следует исходить из замысла. Если составляется повествовательный рассказ, то в любой из частей может присутствовать описание каких-либо объектов, а далее продолжается повествование. Описание же может расшириться придумыванием событий с данным предметом либо объектом. Контаминированные рассказы
Диалогические умения 1.Собственно-речевые умения вступать в общение поддерживать и завершать общение, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора- сравнивать излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться логично, связно говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога
2. Умение речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. 3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе 4 умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы 5. Неречевые (невербальные умения) – уместное использование мимики, жестов
Методические приемы обучения детей диалогической речи Беседа – организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу (быт, труд людей, природа, взаимопомощь и т.п.) Личный опыт ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям