Музыкальная предметно-развивающая среда в группах 900igr.net
Три основные блока организации музыкальной предметно-развивающей среды в группах восприятие музыки воспроизведение музыки музыкально-творческая деятельность
Развивающая среда в младших группах - Лесенка – три ступеньки - Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен, музыкальные коробочки, молоточки. - Киндеры с зерном внутри. - Палочки. - Настольные МДИ. - Магнитофон. - Кассеты и диски с записями детских песен. - Книжки – песенки.
НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА « ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ» (Трафареты большой и маленькой птички + лесенка + описание настольной и подвижной игры) « ГДЕ МОИ ДЕТКИ?» (Большие карточки (25/15) с изображением взрослых животных :курицы, утки, гуся, птицы и несколько маленьких карточек (10/15) их детенышей + описание) « ДОЖДИК ЛЬЕТ И КАПАЕТ» (Палочки + картинка + описание) « НАУЧИ ИГРУШКУ ТАНЦЕВАТЬ» ( Маленькая игрушка + описание) « ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» ( Ярко оформленный мешочек в котором находятся маленькие мягкие игрушки: кошка, собачка, корова, медведь, зайчик и др.) « КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ» (Плоскостной домик с шестью окошками (три вверху и три внизу), + описание) « УСТАЛАЯ И РЕЗВАЯ ЛОШАДКА» (Палочка + картинка + описание)
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ - Лесенка – три ступеньки - Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен, музыкальные коробочки, молоточки, любые звучащие инструменты. - Киндеры с зерном внутри. - Палочки. - Настольные МДИ. - Звучащие коробочки (коробочки с зерном внутри). - Магнитофон. - Набор кассет и дисков с записями детских песен. - Книжки – песенки. - Инструменты из бросового материала.
НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕНО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА « ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ» (Трафареты большой и маленькой птички + лесенка + описание настольной и подвижной игры) « УГАДАЙ - КА» (4 – 6 больших карточек (20/10) каждая разделена на две части. На первой половине изображено взрослое животное (гусь, утка, корова, коза, собака, кошка), на второй их детеныши + фишки по две на каждую карточку + описание игры) « КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ» (Плоскостной домик с шестью окошками (три вверху и три внизу), + описание) « КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА» (Фланелеграф + изображения на фланели: большой домик, девочка, курица, цыплята 2 – 3 шт. + описание игры) « ЗАЙЦЫ» ( Фланелеграф + изображение леса на фланели + изображение зайцев спящих, танцующих, играющих в барабан + описание игры) « НАМ ИГРУШКИ ПРИНЕСЛИ» (Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка) коробочка.) « СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ» (Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ - Лесенка – пять ступенек - Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен, колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты, детское пианино или его плоскостное изображение. - Портрет композитора. - Настольные МДИ. - Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты. - Магнитофон. - Набор кассет и дисков с записями детских песен. - Инструменты из бросового материала.
НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА « МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО» (Карточки (4 – 5 шт) с изображением нотного стана (30/15) + ноты кружочки + описание игры) « ЛЕСЕНКИ» (Пятиступенчатые лесенки – раскладушки + описание игры) « ТРИ МЕДВЕДЯ» (Карточки, на которых изображены три медведя из сказки + фишки + палочки) « ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ» (Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пуста; картинки иллюстрирующие содержание этой песни + описание игры) « ПРОГУЛКА» (Палочки + карточки с изображением долгих и коротких звуков + описание игры) « СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ» (Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры) «СКОЛЬКО НАС ПОЕТ?» (Карточки с прорезями на каждого играющего + изображение матрешек вставляющихся в прорези + описание игры)
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ - Лесенка – семь ступенек - Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен, колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты, детское пианино или его плоскостное изображение. - Портрет композитора. - Настольные МДИ. - Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты. Магнитофон. - Набор кассет и дисков с записями детских песен. - Инструменты из бросового материала.
НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА « МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО» (Карточки (4 – 5 шт) с изображением нотного стана (30/15) + ноты кружочки + описание игры) « ЛЕСЕНКИ» (Семи ступенчатые лесенки – раскладушки + описание игры) « ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ» (Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пуста; картинки иллюстрирующие содержание этой песни + описание игры) « ВЕСЕЛО – ГРУСТНО» (Карточки с изображением лиц человека (солнышка, цветка, звездочки, тучки, колобка и т.д.) в трех настроениях – веселое, грустное, спокойное + запись музыкальных произведений соответствующих характеров) « СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ» (Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры) «СКОЛЬКО НАС ПОЕТ?» (Карточки с прорезями на каждого играющего + изображение матрешек вставляющихся в прорези + описание игры) «УЗНАЙ И СЛОЖИ ПЕСЕНКУ» (Мини – Фланелеграф + графическое изображение долгих и коротких звуков). « ПЕСНЯ – ТАНЕЦ – МАРШ» (Карточки, разделенные на три части. В первой части ребенок поющий, во второй – танцующий, в третьей – марширующий. +кассета с музыкальной записью + описание
Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха и закрепление программного материала
Чудесный мешочек Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра. Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, — говорит воспитатель, — к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» — русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Подумай и отгадай Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка. Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М.’ Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.
Птицы и птенчики Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика). Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
Курица и цыплята Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята). Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».
Угадай-ка Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки— по две на карточку. Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.
Найди игрушку Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; фонотека (программные произведения). Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
Кто в домике живет Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных. Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, — говорит воспитатель, — живут мамы, на втором — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже. Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки. В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.
Спасибо за внимание!